Ката развивает много качеств, которые не могут
развить свободное кумите или базовая техника, а именно: чувство пространства и
ритма; возможность тренироваться без партнёра; наработку новых приёмов и их
комбинаций. Ката также предоставляет возможность повторять комбинации техник,
редко встречающихся в комплексе базовой подготовки, или приёмы, никогда не
встречающиеся в практике тренировок, но открывающие новые возможности в
исполнительской практике. Иногда ката служит источником информации и тренировкой
приёмов, опасных для отработки их с партнёром из-за высокой степени вероятности
травмирования.
Каждая ката обладает определённой информацией,
которая специалистами считается присущей только ей. Однако в определённой
степени все ката связаны между собой. Например, первая половина Хейан Нидан
содержит туже технику что и начальная часть Канку Дай. Более того, другие ката
Хейан также имеют аналоги в разных ката стиля Шотокан, что выделяет Канку Дай в
качестве основной ката стиля Шотокан. Для этого имеется несколько доводов. Во
всех ката существуют приёмы, являющиеся частью Канку Дай, особенно в ката групп
Хейан и Текки.
Основная группа ката в стиле Шотокан - это Канку
Дай (главная) Бассай Дай, Джион, Эмпи, Джитте, Хангетсу и Ганкаку. При включении
в эту группу все 5 ката Хейан, которые распологаются между Канку Дай и другими
ката системы Шотокан, все вышеприведенные ката становятся взаимосвязанными в
единую общую систему информации стиля Шотокан.
Спортсмены, овладевшие большей частью ката системы
Шотокан, пришли к выводу, что некоторые ката, итересные и уникальные сами по
себе, 'выпадают' из системы ката Шотокан. А такие ката , как Унсу, Сочин,
Нидзюшихо, Годзюшихо Дай и Шо и некоторые другие, не обладают логическим
единством с ката стиля Шотокан. Они были введены в эту систему мастерами
прошлого и остались благодаря своей технической ценности и практическим
действиям.
Ката Унсу, в принципе, имеет мало общего с системой
ката Шотокан, но была модифицирована и приспособлена к требованиям системы.
Самая последняя техника: Аге Уке и Тсуки - может быть связана с ката Джион.
Ката Сочин может быть непосредственно связана с
Канку Дай, так как в обеих ката присутствуют Йоко Гери Кеаге и Шуто Уке.
Ката Нидзюшихо слабо увязывается с Унсу, связана с
Джион.
Другие стили карате также имеют основные ката,
например Супаринпей в стиле Годзю Рю, отражающая методику тренировок и тактику
этого стиля.
Какая бы ката ни являлась основной в каждом стиле,
она является центром, общим показателем методологии и исполнительской техники и
определяет направление в целом.
Некоторые ката постепенно выпадают из
исполнительского арсенала спортсменов. Этот эффект наблюдается с 1980-х годов.
Карате почти полностью трансформировалось в спортивное направление, основной
цельюизучения ката стала эстетика исполнения. И очень немногие интересуются
изначальным исполнением и значением перемещений и техник в ката. В основном по
этой причине наиболее "представительные" по динамичности и эстетике движений
ката стали наиболее исполняемыми, в то время как другие, которым "не повезло",
постепенно отошли и отходят в небытие.
Например, Унсу и сочин регулярно исполняются в наше
время. Ката Сочин также стала очень популярной в соревнованиях различного ранга,
возможно, благодаря своим стойкам и мощным ударам и блокам руками.
Другие ката, не очень ритмичные и удобные в
исполнении, стали демонстрироваться реже. Например, Ванкан, слишком короткая и
не имеющая впечатляющих приёмов, осваивается за короткий промежуток времени и
всё реже присутствует в программах соревнований. Ванкан и Джи`ин не быль
упомянуты в книге М. Накаямы "Best Karate", но присутствуют в двухтомнике по
ката Хироказу Каназавы.
Ката Мейкйо - ещё один пример отсутствия
популярности среди исполнителей стиля Шотокан.
Ещё одной причиной снижения популярности у
исполнителей определённых ката стало увеличение роли свободного кумите в
практике карате во всём мире. В связи с этим возросла тенденция изучения ката на
основе базовой техники, то есть ката, по своей технике приближенных к реальным
боевым условиям.
Поскольку ката, наравне с кихоном, являются
основным методом освоения боевой техники и доведения её до автоматизма в
экстремальных условиях, когда технические действия выполняются на уровне
подсознания, то многократное повторение - единственный способ доведения боевого
арсенала до высокого уровня качества и скорости исполнения. Поэтому необходимо
привлекать к изучению и исполнению в Шотокане как можно большее число ката из
других стилей при условии сохранения знаний по всем ката Шотокана. Чем больше
количество ката, тем шире арсенал практических боевых действий.
Ката содержит в себе набор определённых технических
действий (ударов руками и ногами, блоков, перемещений ), цель которых - поразить
воображаемого противника. Объяснение применения техники ката имеет два названия
- "Бункай" и "Ойо".
Бункай означает "анализ","подробное рассмотрение
элементов ката". Термин Бункай правильнее использовать в значении "разобрать
весь комплекс техники ката на элементы и отрабатывать каждый элемент отдельно".
Ойо означает "практическое назначение, применение
элементов ката". Термин Ойо правильнее использовать в значении практического
применения технических приёмов в разных конкретных ситуациях.
Первоначальные назначение каждого вида техники ката
забыто и потеряно, поскольку письменные записи отсутствуют, так же как и имена
создателей ката или источников, откуда произошли ката и составляющие их
технические приёмы.
http://karate-online.org