Будо не было придумано однажды, вдруг, из ничего какой-то определенной
личностью. Оно возникло потому, что многие поколения наших предков,
тысячелетиями собирали и накапливали драгоценный опыт предшественников,
оттачивали приемы боевых искусств и создавали четкие системы тренировок. Так,
благодаря многим поколениям последователей, улучшавших и углублявших учение
Будо, эти знания дошли до наших дней.
В боевых искусствах Китая
есть выражение: «На выбор
хорошего учителя не жаль и
три года потратить». Смысл этих слов в том, что лучше три года потратить на
поиски хорошего учителя, чем все это время тренироваться впустую.
Под словами «хороший учитель», вероятно, подразумевается человек, который, унаследовав опыт и традиции
многих поколений мастеров,
сосредоточил в себе опыт и знания,
которые самостоятельно обычному человеку не постичь. Обучаясь именно у таких мастеров, становится возможным
получить богатство знаний, накопленное воинами
прошлого.
Понятно, однако, что
встретиться с таким мастером непросто. И на его поиски может уйти не только три
года, а иногда и вся
жизнь.
Я благодарен судьбе — ведь мне в течение столь
короткой жизни удалось обучаться у трех великих мастеров, подлинных, настоящих Учителей. То, что я смог у них перенять
— безусловно, неоценимое богатство.
Но когда я оглядываюсь на путь, которым шел 33
года, и спрашиваю себя, а что же ценного
создал лично сам Рояма Хацуо, — мне
только и остается ответить: «Ничего!». У
меня такое чувство, будто все это время я
просто шел по пути, проложенному моими
учителями, и старался найти ответы на
вопросы, которые они задали. Конечно же, в начале моих занятий каратэ я
совершенно этого не осознавал. «Я стал
сильным, потому что очень стараюсь», «Хорошо получается, потому что у меня есть
способности» — в то время я только так и думал. Собственно так думает любой
достаточно уверенный в себе молодой
человек.
Думаю, мне повезло, что,
занимаясь каратэ, я рано
столкнулся с чувством отчаяния. Почувствовав безысходность,
я смог познать свой предел и понять, что сам больше ничего сделать не смогу.
«Это конец! Своими силами
и умом мне не решить подобных проблем, но тогда...».
Скорее всего, именно потому, что очутился в таком положении
и искренне почувствовал потребность в учителе,
мне улыбнулась удача, и я встретился с тремя великими мастерами.
Встреча с людьми — это удивительная вещь! Пока время
не пришло, с каким бы замечательным учителем ты ни
столкнулся, много от него не возьмешь. И даже самое прекрасное
учение пройдет мимо, если для тебя оно сейчас не
жизненно важно, и настоящее познание не
придет.
Раньше я уже говорил о разочаровании в каратэ и
крушении надежд. В моем случае причиной тому стало поражение в поединке с Калленбахом. До этого у меня была
цель, я тренировался
изо всех сил и был уверен в правильности
своих занятий, но из-за
этого проигрыша мой пыл вдруг
угас. Мало того, я даже пришел к выводу, что в каратэ мне
уже больше нечему учиться.
И я начал изучать другие
виды боевого искусства: бокс,
кикбокс, китайское кэмпо и т.п. Именно тогда мне и посчастливилось
встретиться с мастером Накамура Хидэо.
Не было бы этой встречи —
не было бы, вероятно, и Рояма
Хацуо. Хотя, скорее всего, я продолжал бы поиски пути к силе
и, наверняка, жил бы в
мире, близко связанном с каратэ.
Люди, посвятившие себя
воинским искусствам вообще, и каратэ, в частности, обязаны обучать этому других,
а не держать в себе то, чему они научились. Более того, на их
плечи ложится нелегкая
задача — внести этим свой вклад в
общество. Стать сильным только для себя — это обычный
эгоизм. Да и вообще подобное желание — просто
прихоть. И уж во всяком случае, удовлетворение подобного желания
вряд ли можно назвать «путем». Если ищешь
силы только для себя, если уступаешь этой страсти, мой совет — уйди в
горы и живи один.
Если человек занимается каратэ-до, тогда все, чему он
научился сам, должно стать полезным для общества. Я глубоко
убежден, что именно в этом
и заключается смысл иероглифа «до» — путь, в слове «каратэ-до».
Понятно, что у « Пути », в
отличие от спорта, не может быть
конца. Любой, даже выдающийся спортсмен, достигнув определенного
возраста, «уходит на покой», и, как правило,
потом начинает заниматься тренерской деятельностью. Иначе
говоря, он перестает тренироваться сам. В спорте это
обычное дело, но в Будо — не так. Я уверен, стоит мне
удовлетвориться
нынешним положением, начать давать себе поблажки в тренировках и поглядывать на других свысока,
как я тут же сойду с
великого пути «каратэ-до». Однако мои Учителя — Президент Ояма, Учитель Саваи и Учитель На-камура
— поставили передо мной задачу, которая не дает остановиться, задачу на
века. За это я им очень благодарен.
Рояма Хацуо