Международная организация каратэ приняла решение проводить чемпионат мира раз
в четыре года. Второй и третий чемпионаты (они проходили в 1979 и 1984 годах)
выиграл замечательный японский каратист Макото Накамура. Лучшим достижением
спортсменов из других стран было на этих турнирах третье место В.Вильямса
(США).
На пятом по счету чемпионате в
ноябре 1991 года довелось побывать и мне. Этот грандиозный турнир собрал в
Токио 250 атлетов из 105 стран, - киокушинкай, поистине, покорил весь мир!
Потрясающим мастерством блеснул победитель - Кенчи Мидори. Он был едва ли не
самым миниатюрным участником - рост 165 см, вес 70 кг. Однако боевой дух и
изумительное владение всем арсеналом приемов киокушин позволили Мидори одолеть
таких гигантов, как Я. Чичиноэ (108 кг) и К.Ямаки (105 кг). В финале Мидори
взял верх над своим соотечественником А.Масудой...
Можно лишь
позавидовать Масутацу Ояме - он добился всего, к чему стремился десятки лет:
кио-кушин-каратэ приобрело небывалую популярность во всем мире; создана
образцовая школа киокушин в Японии; последователей ее на родине Оямы
насчитывается около полумиллиона: на книгах и учебниках создателя стиля
киокушин выросло не одно уже поколение каратистов. Однако неймется
”отцу-основателю” - в свои 70 лет он по-прежнему колесит по всему миру,
неустанно пропагандируя киокушин-каратэ; пишет книги о каратэ и участвует в
производстве кино- и телефильмов, рассказывающих о том, как преуспеть на татами,
организует турниры и проводит классификационные состязания; выезжает в летние
и зимние лагеря каратистов, чтобы вместе со своими учениками, ставшими уже
признанными специалистами-тренерами, помочь в освоении киокушин новым его
адептам, отовсюду приезжающим в Японию набираться “ума-разума” в каратэ.
Удивительная,
неповторимая судьба! Обладая от природы лишь обыкновенными физическими
задатками, Масутацу Ояма самостоятельно развил их до качеств легендарного
богатыря; не получив системного образования, он сумел стать крупнейшим
специалистом в своей сфере, автором десятков книг и учебников; в боевых
искусствах, насчитывающих тысячелетнюю историю, Ояма смог проторить свой
собственный путь, по которому увлек сотни тысяч последователей!
Да,
популярность киокушинкай во всем мире в значительной мере основывается на
преклонении каратистов всех возрастов перед яркой личностью Масутацу Оямы. Его
невероятная энергия, железная воля, умение увлечь за собой служат негасимым
маяком для организаторов каратэ в Японии и далеко за ее пределами...
Наособицу необходимо
сказать и о том, что популярность каратэ зиждется не только на совершенстве
технических приемов, разработанных Оямой, но и на своеобразной философии
каратэ, сформулированной ”отцом-основателем”. В своих лекциях и книгах Масутацу
Ояма не уставал повторять, что настоящим мастером каратэ можно стать, лишь
очистив и возвысив свой дух, радикально перестроив свое сознание, настроившись
на жизнь естественную и гармоничную.
В основу
философских воззрений Оямы лег опыт его собственных духовных исканий. С
юношеских лет Масутацу находился под сильным влиянием идей конфуцианства,
даосизма, дзэн-буддизма, почерпнутых главным образом из книг. Заповеди
традиционной восточной культуры, религии и морали Ояма стремился соединить с
постулатами системы физического совершенствования человека, к разработке
которой приступил, создавая свою модификацию каратэ. Итогом стала весьма
последовательная и стройная философская концепция киокушин, во главу угла
ставящая духовные и нравственные ценности. Именно они провозглашаются сутью
Будо (пути) каратэ. Владение его техникой - лишь видимая глазом верхушка
айсберга киокушин.
Для
подробного изложения философской концепции, разработанной Масутацу Оямой,
понадобилась бы отдельная книга. Здесь же я попытаюсь лишь дать представление об
основных ее положениях, имеющих практическое значение для читателя, который, не
будучи знаком с восточными религиозно-философскими воззрениями, хочет, тем не
менее, приобщиться к каратэ-киокушинкай.
Для того
чтобы преуспеть в жизни, считает Ояма (и тут он, конечно, не первооткрыватель),
прежде всего необходима высокая мотивация, способная преодолеть любые
препятствия. Лелейте в себе амбиции, призывает ”отец-основатель” киокушин,
пестуйте в себе целеустремленность, укрепляйте веру в то, что способны решить
поставленную задачу. ”Чем больше и выше амбиции человека, тем значительней и
выше он сам, - пишет Ояма. - Отсутствие амбиций повлечет за собой одиночество и
неуверенность”. В то же время он призывает четко разграничивать амбиции и
проявления банального честолюбия и эгоизма, - “поднимаясь из глубины души,
амбиции становятся духовными требованиями, которые пронизывают всю жизнь
человека и делают его способным на любое самоограничение”.
Если
человек осознанно вступает на стезю каратэ и принимает внутренне
мотивированное решение обиться в нем вершин, он должен быть готов к
самозабвенности, упорному тренингу. Ояма говорит: ”Тренируйтесь больше, чем
спите. Вы не пожалеете, если будете следовать этому жесткому правилу”. Изучение
приемов киокушин его создатель сравнивает с восхождением на гору, которое не
может быть прервано даже для кратковременного отдыха. И промежуточный успех не
может быть поводом для самоуспокоения: ”Хороший результат - только миг. После
каждого триумфа надо завоевывать новые вершины”.
Осваивая
нюансы техники каратэ, человек каждодневно обязан укреплять свой дух и
дисциплинировать волю. Ояма считает, что для этого лучше всего подходят методы,
синтезированные последователями дзэн-буддизма. Они призывают к радикальной
перестройке сознания, открывающей путь к естественной и гармоничной жизни, к
обретению духовной связи со всеми живыми существами, единению с природой.
Прийти к интуитивному озарению можно благодаря глубокому сосредоточению
(медитации), что очищает человека от обыденных и предвзятых представлений и
эмоций.
В киокушин к
медитации принято обращаться в начале и в конце тренировки (примерно на 2
минуты). До начала занятий правильная поза во время медитации, размеренное,
глубокое дыхание, полное сосредоточение помогают раскрепостить сознание,
подготовить его к интенсивной тренировочной работе. Медицая после занятий, как
считает Ояма, способствует компенсации больших психических и энергетических
затрат каратиста на тренировке.
Глава из книги
С.Близнюка (4 дан) «Магия Киокушин-Каратэ»