Наши любители
Киокушин-Каратэ, да и тренеры, профессионально в нем работающие, хотят и имеют
право знать "откуда есть пошла" эта разновидность единоборства. Приводя здесь
некоторые общеизвестные исторические факты, я опираюсь в их подборе на
авторитетное мнение основателя стиля Киокушинкай господина Масутацу Оямы, с
которым неоднократно беседовал на эту тему.
Без сомнения,
способы рукопашного боя, разновидности схваток невооруженных людей уходят
корнями в древнюю историю. Ведь уже первобытнообщинный строй знал стычки и
войны. Известны по иероглифическим спискам, датируемым четвертым-третьим
тысячелетием до нашей эры, приемы единоборства, распространенные в египетском
Шумерском царстве, - они очень напоминают приемы из борьбы и бокса, применяемые
и сегодня. В Древней Греции (2000 лет до н. э.) силовые единоборства становятся
искусством, разрабатываются системы подготовки людей, мастерски владеющих
разнообразными приемами рукопашного боя. Свои системы обороны и нападения без
оружия издревле существовали в Индии.
Как зафиксировали
историки, в древнем Китае система физической подготовки, включающая элементы
силового противоборства, была разработана основателями дзэн-буддизма еще в
пятом столетии до нашей эры. При сменявших друг друга династиях китайских
правителей существовали уже специалисты по боевому рукопашному искусству,
неустанно совершенствовавшие прежние и изобретавшие новые приемы самообороны и
выведения из строя противников. Возникали стили и школы китайского бокса,
шлифуемые многими поколениями. Бойцы южной школы, как утверждают, предпочитали
развивать технику ударов руками, школы северной - технику ударов ногами...
Боевые искусства Японии тоже зародились в глубине веков. И не без
влияния китайцев. Письменные исторические источники свидетельствуют о том, что
на островах Рю-Кю (и, прежде всего, на Окинаве), служивших плацдармом торгового
проникновения Китая на японский архипелаг, материковые захватчики запрещали
местным жителям пользоваться оружием. Потому защищать свою жизнь и имущество
островитянам приходилось, так сказать, вручную. Именно на Окинаве и зародились
будущие подвиды японских силовых единоборств, такие, как кендо, сумо,
джиу-джитсу, дзюдо, айкидо.
Окинава
традиционно считается и колыбелью современного каратэ. В 17-м веке
свободолюбивый остров, едва избавившись от китайского владычества, был
оккупирован японским кланом Сакума. Новые завоеватели, в свою очередь, строго
запретили окинавцам носить оружие. Образовался законспирированный фронт борьбы
с оккупантами, против них тайно готовились отряды бойцов, в совершенстве
владеющих приемами рукопашных схваток. Их смертоносное искусство, впитавшее в
себя стили и приемы китайских единоборств и местных “изобретений”, получило
наименование окинава-тэ, или просто тэ (руки).
В
многочисленных силовых столкновениях с захватчиками мастера тэ (или каратэ)
приобрели славу непобедимых бойцов. Об их искусстве расправляться с противником
“голыми руками” слагались легенды, о тайных обществах, где они готовились, с
ужасом говорилось на всех островах архипелага. В конце 19-го века Окинава
становится составной частью Японии. Необходимость подготовки “солдат каратэ”
вроде бы отпала, но их наставники, долгими годами шлифовавшие систему
воспитания бойцов, продолжали набирать юных послушников, обучая их приемам
каратэ. Постепенно и в других японских регионах это боевое искусство приобрело
популярность, утрачивая, конечно, свое смертоносное предназначение...
В этом
кратком экскурсе в историю каратэ я опуcкаю,
разумеется, характеристику многих его стилей и школ, существовавших и
существующих в Японии. Только в нашем веке, скажем, известны такие разновидности
каратэ, как шотокан, вадо-рю, шито-рю, годзю-рю... Одиннадцать стилей
насчитывает современное каратэ!
Эта книга
посвящена киокушин-каратэ, создателем которого явился Масутацу Ояма,
крупнейший деятель японского и международного каратэ, основатель Токийского
центра киокушин-каратэ организатор и вдохновитель уже шести чемпионатов мира по
той разновидности каратэ, которую сам разработал и внедрил.
Есть смысл
биографию “отца-основателя” привести подробно. Многие ее фрагменты обратились
в легенду, причем сам Ояма к этому относился весьма снисходительно и не без
юмора, ничего не опровергая и не уточняя...
Масутацу Ояма
родился 27 июля 1923 года в Токио. Его отец был человеком сильным и рослым (183
см) и сумел четверых своих сыновей сызмальства приучить к ежедневным физическим
упражнениям, к постоянной тренировке силы, ловкости, быстроты.
Братья
Масутацу статью пошли в отца, добившись неплохих успехов в дзюдо, боксе,
футболе. А будущий великий мастер каратэ отличался незаурядной силой, будучи
нескольких лет от роду. Учиться ему довелось в Маньчжурии, где жила старшая
сестра Масутацу. Мальчиком он познакомился с обитавшим по соседству любителем
китайских боевых искусств, который дал юному Ояме первые уроки и тем самым
определил его дальнейшую судьбу. В начальную школу Масутацу пошел в Сеуле, где
увлекался китайской борьбой и вскоре стал обладателем черного пояса.
В 1938 году
Масутацу приезжает в Японию и поступает в авиационную школу в префектуре Яманаши.
Чтобы платить за обучение, ему пришлось по утрам подрабатывать продажей молока и
газет. В авиашколе Масутацу знакомится с Гичином Фуна-коши (1869-1957 г.г.) -
человеком, который первым перенес каратэ на японскую почву и явился создателем
одной из самых популярных его модификаций - шотокан. Ояма прилежно осваивает
каратэ в концепции Фунакоши для того, чтобы впоследствии пойти своим путём.
Вскоре Масутацу
переводится в университет Такошоку, где наряду с совершенствованием в каратэ
овладевает практическими навыками дзюдо, бокса, тяжелой атлетики. Всюду Ояма
добивается заметного успеха, а в каратэ становится обладателем второго дана.
В 1945 году Масутацу
решает углубить свои знания каратэ в токийском исследовательском институте
Сугиками-ку. Однако через полгода этот институт закрывают, и Ояма поступает на
отделение физического образования в университет Васеда. Немалое влияние на него
оказали писатели Эйджи Ёшикава и Сиро Озаки, знатоки нравов и обычаев
самурайской эпохи. Их рассказы во многом сформировали представление Оямы о
смысле и значении искусства рукопашного боя.
Посчитав себя
теоретически готовым к воплощению своих идей на татами, Масутацу Ояма
приступает к интенсивному тренингу. Он уже был последовательным сторонником
индивидуальных занятий и тренируется в одиночку на горе Миноба близ Токио.
Несколько месяцев напряженной подготовки и Ояма решает принять участие в первом
послевоенном Всеяпонском турнире каратистов. Проходил он в начале 1947 года в
гимназии Маруяма, расположенной в древней столице Японии Киото. Первый блин не
вышел комом - Масутацу Ояма уверено стал победителем турнира. Затем последовали
и другие победы. Однако они не удовлетворили молодого каратиста - Ояма ощущал,
что способен на большее, одолеть же тогдашних соперников он мог, и не особо
напрягаясь.
Стремление к
самоусовершенствованию, к приобретению высшего мастерства, к развитию экстрасилы
снова подвигло Масутацу на индивидуальные занятия. Он оставляет состязания и
приступает к тренировкам в одиночку. В префектуре Чиба он отыскивает уединенное
место для занятий - горы Кисуоти. Полтора года проводит он там в неустанных
тренировках, развивая силу и выносливость, и размышляя о том стиле каратэ,
который хочет создать...
Глава из книги
С.Близнюка (4 дан) «Магия Киокушин-Каратэ»