И тут на вашем Пути появляется
барьер - не физический, а умственный. Это барьер «в конце мышления», когда
логике некуда больше деваться. Дзэнские мастера называют его му. В переводе с
японского языка му означает ?отсутствие вещи?. По определению мастеров, му есть
безвременная пустота за пределами рационального восприятия, точка, в которой все
чувства сливаются воедино. Из этого му, говорят они, истекает поток времени и
всего, что существует.
Будучи существами
рациональными, мы видим лишь дуальную природу действительности. Что-то либо
существует, либо не существует. Дзэнские мастера говорят нам, что му превосходит
эту дуальность, открывая не только единственность каждой вещи, но и пустоту в ее
источнике. Вы скажите, что не видите в этом смысла? А его и нет. Му лежит за
пределами логического понимания ? там, где нет слов, нет ума. Последователи
дзэна уподобляют му воротам без ворот. Это ворота, потому что мы должны войти в
них, чтобы понять высшую истину вещей. И в то же самое время ворот нет, потому
что мы уже воплощаем истину всех вещей; никакой переход к истине не нужен,
потому что мы изначально обладаем истиной. Нам нужно только пробудиться,
осознать факт нашей истинной природы. И все же мы должны как-то проникнуть в это
му. Единственный способ заключается в том, чтобы сосредоточиться на данном
моменте так сильно и устойчиво, чтобы наш ум перестал блуждать, и мысли исчезли.
Когда мы только
приходим в этот мир из материнской утробы, каждое наше ощущение является чистым
ощущением. В нашей голове нет слов. Голос мамы, солнечный свет, запах дождя ?
все слито в единое великое ощущение, текущее непрерывным потоком. Мы видим звук,
мы слышим прикосновение, мы пробуем свет на вкус ? потому что все это едино. И
лишь когда мы начинаем отличать одну вещь от другой, давать им наименования и
классифицировать их, - лишь тогда начинается рациональный процесс, который
уводит нас прочь от переживания истинного единства.
Мы становимся людьми
только через наши взаимоотношения с окружающим миром, при всем том, что изучение
отношений между вещами ? между нами и другими людьми, между веществом и пустотой
? есть сущность дуального мышления. Основная задача, которую Дзэн ставит перед
человеком, заключается в том, чтобы постичь му, не отрицая дуальности; один из
основных принципов Дзэна гласит: ?Вещи не такие, какими они нам кажутся, но и не
иные?. Искать Путь нужно не через осознание себя, а через осознание не-себя.
Всякое чувство, что вы делаете что-то, должно отсутствовать? Тогда вы постигнете
смысл старой дзэнской пословицы: ?Если что-то ищешь, никогда не найдешь?. Если
вы делаете то, что вам надлежит делать, отдавая всего себя, отдавая естественно,
отдавая мгновению, - вы постигнете сущность Пути. И тогда му не будет иметь
значения.
Говорят, что в каждой
конкретной ситуации всегда кто-то учит, и кто-то учится. Каждый из нас является
учителем и учащимся, причем одновременно, во всем, чем мы занимаемся. Каждый
ребенок учится у родителей, родители в это же время учатся у него. Каждый дает
свой урок.
Мы учим ребенка, как
вести себя в этом мире, а ребенок учит нас невинности и радости познания. В
жизни нет ничего более важного.
Будьте жадны к знаниям,
ищите их, где только возможно, позволяя всему и всем быть вашими учителями.
Доходите до того, что самураи называли лезть учителю на плечи. Чем дальше вы
продвигаетесь по Пути, тем в большей степени становитесь сэнсэем (букв. тем, кто
прошел раньше). В этом качестве вы обязаны делиться всем тем, чему научились, с
идущими после вас. Это ваша ответственность перед Путем. Если вы воспринимаете
эту ответственность серьезно, то ваша учеба поможет вам учить других, а это
облегчит ваше собственное обучение.
«Когда ученик готов, -
говорят дзэнские мастера, - появляется учитель». Это додзё появилось в вашей
жизни тогда, когда вы стали готовы к его наставлениям. Теперь вы должны
приготовиться к тому, что учитель появится в вас самих. И не удивляйтесь, если
ваш пояс станет таким же белым, как и у всех.
Филип Тосио Судо