Интересно, что некоторые бойцы в поисках поддержки в
прохождении высшего испытания Кёкусинкай обращаются не к ультрасовременным
методам физической тренировки, а к старым добрым рецептам, апробированным многие
столетия назад. Например, Ямаки Кэндзи утверждает, что добиться успеха в тесте
хякунин-кумитэ ему помогла дзэнская медитация в положении стоя рицудзэн (аналог
"столбовой работы" в ушу). Вот, что он рассказывает о своем опыте "боя с сотней
противников":
"К сожалению, рицудзэн я начал практиковать лишь в
последнее время, после окончания Всеяпонского чемпионата 1995 г. До этого я
занимался лишь тем, что сразу давало явный эффект в тренировках, например,
работой с отягощениями или тренировками на тяжелом мешке. Однако мне очень
хотелось, чтобы к 6 чемпионату мира (1996 г.) в моем каратэ не осталось никаких
пробелов и недоделок.
Как раз перед хякунин-кумитэ я начал вводить в тренировки
стоячую медитацию рицудзэн. Практика рицудзэн очень укрепляет ноги и поясницу, а
когда у тебя крепкие ноги, то сильно возрастает мощь ударов руками и ногами.
Сконцентрировавшись на тандэне и упорядочив вдохи и выдохи, надо постараться
дышать медленно и равномерно. Если дыхание будет правильным, то у тебя родится
взрывная сила.
Во время хякунин-кумитэ единственное, о чем я помнил все
время, так это как бы не сбить дыхание и выстоять до конца. Скажу из опыта, что
если дыхание отрегулировано, то можно обрести спокойствие и не потерять чувство
собственной целостности.
Я думаю, что побеждает тот, кто до конца. поглощен лишь
желанием победы. Самое важное - иметь настрой на абсолютную победу. Если
струсишь, то обязательно проиграешь. То же и в разбивании: если будешь наносить
удар, представляя, что разобьешь, то обязательно разобьешь. На соревнованиях
нельзя позволить себе волноваться и думать, что проиграешь.
Когда я победил на 26-м Всеяпонском чемпио-1 нате, то все
говорили, что я был как бы окружен энергетической аурой. На этот чемпионат я
выходил с огромным желанием победить во что бы то ни стало и должен был
сражаться с верой в самого себя. Именно настрой наиболее важен. Если есть боевой
настрой, то, даже получив травму, победишь, ибо проигрыш действительно достоин
сожаления.
Что касается Всеяпонского чемпионата 1995 г., то я вышел на
него травмированным во время съемок фильма подвернул правую ногу, Оберегая ее, я
вывихнул и левую, так что перед чемпионатом бегать не мог абсолютно. Поэтому
вместо бега я сел на велосипед, однако общее состояние было не из лучших,
поскольку травмированные ноги и запястья причиняли мне сильную боль. Когда я
победил на 21-м Всеяпонском чемпионате, то в самой же первой схватке сломал ногу
в подъеме. Наложив жесткий бандаж, я продолжил выступление, а в решающей схватке
с мыслью "Сломается, ну и черт с ней!" наносил этой ногой удары, после каждого
из которых боль пронзала все тело от пяток до макушки. Хотя запястья у меня
также болели, но руками я бил, не задумываясь о последствиях. Говорили, что и на
21-м Чемпионате я буквально излучал жизненную энергию "ки". Хорошее самочувствие
еще не гарантирует победы. Думаю, когда получаешь травму, то, наоборот,
становишься более собранным. Наверное, я был страшен, как раненый лев.
Во время испытания хякунин-кумитэ мое самочувствие опять же
не было удовлетворительным. Примерно за пару недель до этого я прошел
предварительный тест в 50 непрерывных боев, во время которого потянул связку на
правом колене. Даже слегка присесть, чтобы стать в стойку, и то было больно, и
хотя в день хякунин-кумитэ я уже мог ходить нормально, когда пробовал бить
ногой, то ее сразу же пронзала острая боль. Я вышел на хякунин-кумитэ,
забинтовав колено, обе лодыжки и запястье, которое также было травмировано. Уже
после 30-го противника, видимо, из-за мешающих нормальному кровообращению бинтов
у меня начались судороги бицепса правого бедра. Во время перерыва мне сняли
бинты и размассировали ногу, но потом судороги возобновились. Это продолжалось
до самого конца, и у меня было такое чувство, будто я сражаюсь в заполненном
водой бассейне.
Я собирался держаться до последнего. Болело везде: и руки,
и ноги, и все органы внутри. Мне было все равно, что будет с руками и ногами. Я
дрался с мыслью, что могу даже умереть на месте. Диагноз же, который мне
поставили по окончании, был такой: острая почечная недостаточность в связи с
многочисленными ударами по всему телу. И действительно, думаю, что в таком
состоянии было бы совсем не удивительно, если б я умер, допусти хоть одну
ошибку. Но испытание в 100 боев дало мне уверенность в себе: я почувствовал, что
могу совершить все, что угодно, и в любых условиях".
Хякунин-кумитэ стало в Кёкусинкай вершиной, к которой, по
идее, должен был бы стремиться каждый последователь школы. Появившиеся позднее
смягченные варианты испытания (50 боев, 30 и т.д.) позволило гибко подойти к
оценке индивидуальных возможностей каждого из учеников, но снизило ценность
испытания как некоего абсолютного предела.
http://oyamakarate-az.narod.ru/kumite.htm