Тренировки самураев воссоздавали множество конкретных
ситуаций и условий, к которым воин должен быть готовым. Но быстротекущую жизнь и
постоянно меняющуюся боевую обстановку невозможно вместить в типовые ситуации.
Да, именно на Востоке уделялось огромное внимание воинскому искусству,
создавались знаменитые трактаты (такие, как "Сунь цзы"). Но искусство и
полководца, и простого воина состояло в том, чтобы, опираясь на знания и выучку,
быть способным действовать по обстоятельствам. Если даже профессиональная выучка
превосходна, но "привязана" к типовым ситуациям, то сознание воина может
"застопориться" на чем-то неожиданном, и драгоценное время будет утеряно. А на
войне, как известно, промедление смерти подобно.
Вот здесь-то неоценимым подспорьем для воинской подготовки
и оказался дзэн. Он привнес в традицию боевых искусств Востока не только
одухотворенность и нравственные ценности, но также и особый менталитет.
Практически бесценным приобретением стала сложившаяся благодаря дзэну система
психологической подготовки воинов и воспитания "твердого непоколебимого духа".
Дзэн пошел гораздо дальше морального кодекса и идеологии, обращенных к сознанию.
Используя уникальную в боевых искусствах возможность испытания человека на грани
жизни и смерти, где открываются неисчерпаемые ресурсы психики, дзэн сделал упор
на активизацию сферы бессознательного.
Благодаря дзэнской психотехнике воин учился управлять
переходом в измененные состояния сознания, обретая искомое "пустое" сознание,
которое уже не задерживалось ни на чем конкретно и было готово ко всему. Отсюда
японская поговорка: "Истинно готов тот, кто кажется ни к чему не готовым",
сознание мастера (в совершенстве овладевшего техникой) идеально верно
(спонтанно) отражает все происходящее, что позволяет действовать без малейшего
промедления и наиболее эффективно. При этом ситуация и степень опасности
оценивается неискаженно. А это чрезвычайно важно для того, чтобы действие воина
имело "гармонизирующую" направленность, т. е. в конечном счете не противоречило
высоким моральным принципам.
По существу, речь здесь идет о бессознательном ощущении
"предела необходимой обороны". Если воин не в состоянии отличить прикосновение
дружеской руки от агрессивного движения врага и дает выход своим животным
инстинктам, используя боевую выручку, то невинный человек может стать его
жертвой. Тем самым "гармония" их отношений будет разрушена, моральная заповедь
попрана и карма воина будет отягчена грехом — пролитием невинной крови. Такой
воин не может называться Мастером боевого искусства. Настоящий мастер в
"дзэнских видах борьбы" действует бессознательно, при этом не нарушая моральных
принципов, а стихийно восстанавливая природную "гармонию и справедливость", К
этому еще придется вернуться...
Именно достижение "дзэнской готовности" через обретение
"пустого" сознания и является важнейшей практической целью Будо-каратэ, как и
любого другого дзэнского вида борьбы. Недаром Ояма настаивает на необходимости
опыта опасных боев, проводимых на грани жизни и смерти. Такой бой понимается как
своеобразный ритуал, имеющий целью прорыв в искомое состояние сознания, которое
есть не что иное, как состояние активной медитации. Нелишне напомнить, что
именно опытом переживания подобных состояний боевые искусства обогатили дзэн.
Взрывное вхождение в состояние активной медитации достигается в Будо-каратэ,
например, через тамэсивари. Сродни ему мгновенные выходы в боевую стойку с
боевым кличем "КИАЙ". Да и вообще весь процесс традиционной тренировки в каратэ
и его канонизированные формы (кихон, ката) должны мыслиться (и постепенно
становиться) процессом активной медитации. Это и есть свойственный именно
боевому искусству путь обретения "пустого" сознания и той совершенной
"готовности чувств", которая подразумевается в заповеди клятвы додзе.
Однако для того, чтобы процесс традиционного организованней
тренировки в Будо-каратэ стал таким, каким он должен быть, необходимо соблюсти
главное требование. Он должен быть Одухотворенным, а значит, Самозабвенным,
Именно об этом — следующая заповедь присяги.
3. "С истинным рвением мы будем стремиться культивировать
дух самоотрицания".
То, что занятия боевым искусством требуют "истинного
рвений" и целеустремленности, очевидно. Должно быть ясным и то, почему в
гармонизации тела, техники и духа ведущим является духовное начало. Что же такое
"дух самоотрицания" и почему его "культивирование" становится обязательным и
наиважнейшим в подготовке мастера боевого искусства? "Дух самоотрицания" —
фундаментальная идея в любых концепциях духовно-нравственного совершенствования
человека. Во всех религиях эгоизм рассматривается как главное препятствие на
пути. Готовность к Освобождению от его оков понимается как первичное условие
вступления на путь истинный.
Борьба с самим собой составляет суть духовной эволюции
человека, равно как победа над собой является ее конечной целью.
Проявления "духа самоотрицания" мы видим в таких
христианских заповедях, как "возлюби ближнего своего, как самого себя", "не
укради", в йоговских принципах ненасилия или отказа от даров, С отказом от
эгоизма во всех религиях связываются представления о святости. В дзэне из
ипостасей "духа самоотрицания" оказывается психологическое "слияние" субъекта и
объекта, "отождествление" человека со всем сущим. Одним из знаков на данном пути
является обретение "пустого" сознания, ибо оно становится источником
вдохновения, малых и больших озарений. В боевом искусстве—это первопричина
спонтанных реакций, наибольшей эффективности любых действий.
Однако вступающий на путь несовершенен. А путь боевого
искусства наиболее опасен. Духовное и нравственное убожество занимающихся
боевыми искусствами может обернуться страданиями и даже гибелью окружающих.
Уклонившегося от праведного пути ждет духовное саморазрушение. Разве в
повседневной жизни мы не видим, как гибнут наши талантливые бойцы, изменяя
своему призванию, делу, совести и чести, уступая соблазнам "красивой" жизни и
искушению силой завоевать власть над людьми?
Эта опасность существовала и существует. На Востоке к ней
относились с повышенной бдительностью. В традиции боевых искусств накоплен
огромный опыт в том, чтобы воспитывать учеников, регулировать их поведение в
обществе, делая его социально приемлемым и безопасным. Несть числа
морализирующим историям и философским притчам, где ученик, нарушивший нормы
морали и чести, несет тяжелое наказание и подвергается суровым испытаниям.
Обычно, однако, он "прозревает", становится на путь истинный и делается самым
страстным поборником духовно-нравственных принципов боевого искусства. Один из
этих принципов обозначен в следующей заповеди Будо - каратэ.
http://atemi.org.ru/?grup=159&doc=581