Противоречивые влияния духа "Осу" наблюдаются в России. С
одной стороны, этот дух сплотил всех приверженцев каратэ Кекусинкай вначале в
сильную школу, а затем и в сильную организацию.
Но, с другой стороны, возникает тревога, что объединение
элементов японского и не уступающего ему русского фанатизма создают особо
опасную гремучую смесь. Взять, казалось бы, безобидную моду у наших бойцов на
коротко стриженные и бритые головы. Одно дело, если это просто кому-то нравится
или спортсмен руководствуется гигиеническими соображениями. Что плохого? Другое
дело, когда за этим — некая идея, средство социального обособления. Что за идея
и какого рода обособление?
Известно, что в разных религиях монашеский постриг и бритье
голов были символом преодоления своего "эго", духовного смирения и послушания
той божественной силе, которая вела человека по пути духовно-нравственной
эволюции. Но есть и другой опыт, за которым стоит либо стремление власть имущих
управлять безликой массой, либо фанатично-добровольное принятие людьми подобных
правил, установленных высокими авторитетами и иерархами. Этот опыт простирается
от бритых голов солдат и заключенных до кодирования и создания людей-роботов
типа манкуртов или зомби, Истоком "моды" на бритые и коротко стриженные головы в
школе Оямы, как известно, является дух "Осу". А у наших "солдат каратэ"? Над
этим стоит поразмыслить.
Как в связи с этим понимать высказывание Оямы, что за
отличиями в сфере духовного, которые определяются расовыми, национальными и
религиозными особенностями, есть нечто единое — дух Кекусинкай? Что это?
Указание на общечеловеческую духовную ценность идеи Будо-каратэ? Или коварная
подготовка идей, "идеологическая диверсия" с целью осуществить во всемирном
масштабе духовно-энергетический "вампиризм"? Такие вопросы закономерны и
достойны внимания. Но даже независимо от реального положения вещей конечный
результат будет зависеть от каждого человека, его собственного отношения и
выбора. На Востоке это поняли очень давно. Древние мудрецы утверждали, что
искренний человек даже ложное учение может сделать истинным, равно как
неискренний человек способен истинное учение сделать ложным, Чтобы утвердить
учение Будо-каратэ как идею Добра, нужна вера и соответствующее умонастроение. И
тогда, быть может, оставаясь россиянами, мы наладим с японской традицией тот
культурный и духовно-энергетический обмен, который (пусть даже вопреки
неблаговидным намерениям Токийского Хонбу) будет направлен на Эволюцию Человека.
Великие идеи приходят к великим людям как божественное
озарение. Человек может измениться, нравственно опуститься, но величие идей от
этого не меркнет. Солнце Истины светит всем, хотя не до всех доходят его лучи. В
то же время безраздельное знание истины не может принадлежать одному, даже
озаренному человеку. "Никто не мудр, кроме Бога", — говорили древние греки. Вот
почему Истина обретается только через поиск, который и есть Путь. Однако, сколь
бы ни совершенен был человек, которому открылась Истина, каждый ее искатель
должен пройти этот путь сам. На поиск его толкает вера, а вехами на пути
становятся те зерна мудрости, которые произрастают в духовной почве Традиции или
высеяны на страницах священных книг. Они добыты в уникальном опыте подвижников,
за ними - коллективный опыт духовной элиты человечества.
Так же и клятва додзе... Семь заповедей Будо-каратэ нельзя
воспринимать буквально, догматически, с фанатичным пристрастием. От этого
предостерегает русская мудрость: "Заставь дурака Богу молиться —- он и лоб
разобьет". Напротив, к ним необходимо подойти с открытой душой, понимая, что это
частица духовной традиции. Сколь бы малой она ни казалась — за ней целый мир. А
сама она — не что иное, как эзотерическая форма выражения и передачи сокровенных
знаний. Они-то и составляют цель духовно-нравственного поиска для каждого, кто
не случайно вступил на путь боевого искусства.
Итак, вглядимся пристальней через "самое известное и
доступное" приверженцам каратэ Кекусинкай в то, что, может быть, им не столь
известно или не во всем доступно.
Что же мы видим?
1. "Мы будем тренировать наши сердца и тела для достижения
твердого непоколебимого духа".
Примечательно, что уже в первой заповеди со всей
очевидностью выражено главенство духовного начала в занятиях каратэ. В
достижении "твердого непоколебимого духа" видится главная цель, поэтому вместе с
"телами" тренируются и "сердца". Дисциплина каратэ тем самым выступает средством
для обретения искомой духовности, как и другие дисциплины в семействе боевых
искусств
Понятие "твердый непоколебимый дух" можно было бы считать
общезначимым, поскольку суть его сохраняется при характеристике воинов в разных
национальных и культурных традициях. Однако в клятве додзе подразумевается
особое состояние духа, сознания, достижение которого было целью военного
сословия самураев и тесно сплеталось с целями философии дзэна.
Как бы ни относиться к Бусидо, пути воинов-самураев, нельзя
не признать, что идеология этого самого многочисленного в Японии сословия в наши
дни стала символом и основой духовного возрождения нации. Об этом откровенно
заявляют сами японцы, например, Минору Танака, осуществивший перевод на
английский язык знаменитой "Хагакурэ" ("Спрятанное за листьями"). Ее автор
Цунетомо Ямамото (1659—1719), член могущественного клана Набэсима, запретил
публиковать книгу (Ямамото прекрасно сознавал ее радикализм, неприемлемый для
мирного времени). Однако финальная рукопись "Хагакурэ" была тайно скопирована и
имела хождение среди "пробужденных самураев". Она была рассекречена благодаря
публикации в 1906 г., оказав огромное влияние на военных, в том числе позже на
подготовку солдат-смертников (камикадзе). Недаром "Хагакурэ" расценивалась
противником как "идеологический военный преступник". Однако японская нация
возродилась вместе с "Хагакурэ", сохранив в общественных структурах модель
самурайского клана. Танака откровенно пишет, что современные японские бизнесмены
— это те же "самураи", а компании — "кланы". Каждый из них возглавляется
"господином", долг служения которому является высшим в кодексе самурайской
чести. Добавлю, что модель клана лежит и в основе японской мафии (Якудза).
Что же говорить тогда о боевых искусствах, о Будо-каратэ,
возрождение которого связано с именем Масутацу Оямы? Ясно, что система
подготовки бойцов опирается на Бусидо. Вспомним, что толчком для
духовно-нравственного поиска Оямы послужила биография знаменитого самурая
Миямото Мусаси. Ояма неоднократно ссылается и на "Хагакурэ". Кстати, он
готовился стать камикадзе, но не успел — война окончилась. Ныне в своей
(международной) организации Ояма выступает как "господин", глава "клана",
естественно требуя от членов "клана" беспрекословного подчинения и верного
служения. Его приближенных учеников называют не иначе как "самураями XX века".
http://atemi.org.ru/?grup=159&doc=581