Клятва додзе или присяга зала, который в Японии почитают
как "место, где ищут путь", не только документ исторический и официальный (он
утвержден Хонбу в середине 60-х годов при создании Международной организации).
Это знамя духовности Будо-каратэ, некогда поднятое Масутацу Оямой, ключ к
идеологии и философии Пути Кекусинкай. Но для нас это еще "окно" в культуру
Востока, традицию боевых искусств. "Окно" это, впрочем, не распахнуто настежь.
Более того, его еще надо отыскать в стене того взаимного непонимания, которое
продолжает разделять Восток и Запад. Но, даже обнаружив "окно" и заглянув в
таинственный мир иной культурной традиции, необходимо еще превозмочь сложившиеся
стереотипы восприятия и открыть свое сознание.
Верится, что ареал российской духовности в этом отношении
благодатен. Наша земля многие века служила не только рубежом Востока и Запада.
На ней постоянно шел процесс синтеза разных культурных традиций. К тому же
Россию всегда отличало высокое напряжение духовно-нравственного поиска как в
западном, так и в восточном направлениях. Обращение к семи заповедям клятвы
додзе — это своего рода фокус грандиозной проблемы, проблемы жизни японской
(шире — восточной) идеи на российской земле. Речь не идет о ее решении. Все, что
я могу сделать, — это всколыхнуть то духовное пространство, которое образуется
во взаимодействии столь несхожих, но и не чуждых друг другу культурных традиций.
И еще — помочь настроиться на восприятие излучаемых при этом вибраций.
Зададимся вопросом: "Возможна ли вообще полноценная жизнь
японской идеи в России?" Согласно восточной аксиоме, природа мастерства в боевом
искусстве определяется триединством: гармонией тела, техники и духа. Что мы
воспринимаем и перенимаем, приобщаясь к японскому боевому искусству? Дух? Стоит
ли вытеснять прославленный русский боевой дух чужеродным духом японских самураев
или быть может, привлекательным, но непонятным духом дзэна? Да и возможно ли
это, даже если захотеть? Дух формирует тело. Известно, что тела восточных и
западных атлетов из-за существования систем боевой подготовки с разным духовным
фундаментом и содержанием приобретают существенные отличия как в строении, так и
в функциональном отношении. А нужно ли совершать насилие над своими телами,
перековывая их в горниле иной духовности? Остается техника. Казалось бы, именно
ее можно заимствовать беспрепятственно. Не об этом ли шутливое высказывание:
"Хидза-гэри — он и в Африке хидза-гэри, только африканский".
На самом деле проблема не так проста, как может показаться.
Своя правда есть и в утверждении, и в поговорке. Конечно, техника — наиболее
автономный компонент триады "тело-техника-дух". Но она все же обнаруживает
очевидную зависимость от тела и не столь явную, но существенную связь с духовной
стороной боевой подготовки. Разве не показалось бы противоестественным, если бы
наш былинный богатырь или западноевропейский рыцарь вели бой в китайских стилях
аиста, богомола или уточки-мандаринки? Очевидно, что и телесная основа, и
структура движений у европейских воинов отличается от того, что демонстрируют
нам мастера у-шу.
Это не значит, что приемы восточной борьбы в принципе не
могут быть освоены на западной либо на российской почве. Взаимообогащение
боевого арсенала происходило и во времена крестовых походов, и в период
татаро-монгольского нашествия. Наглядно подтверждается это и историей каратэ
Кекусинкай. Стиль Кекусинкай, по сути, наиболее "китайский" из японских стилей.
Однако по своему силовому, активно наступательному характеру он оказался
значительно ближе к западным атлетическим видам борьбы. Решающим фактором здесь,
вероятно, оказались физические данные Масутацу Оямы. Примечательно, что техника
Кекусинкай не только с поразительной легкостью была освоена на разных
континентах, но овладевшие ею сильные и рослые европейцы, американцы, африканцы
получили заметное преимущество над японцами. Последние, надо отдать должное,
проявили завидную гибкость и приспособили для повышения физической кондиции
методы западного атлетизма.
Итак, внешнее сходство стиля и техники Кекусинкай во всем
мире очевидно. Но в чем коренятся отличия японской, европейской или, скажем,
русской манеры выполнения одних и тех же приемов? Некоторые из них видны
невооруженным глазом. Так, японцев отличает верность "школе", канону,
замечательная выучка, собранность и экономность в использовании арсенала техник.
Европейские мастера также демонстрируют отличную "школу", но их манера ведения
боя более свободна и разнообразна. Российскую школу в настоящее время
характеризует, пожалуй, наименьшая зависимость от технико-стилевых канонов и
формирование у признанных мастеров самобытных манер ведения боя. Это тот видимый
контекст, который определяет форму выполнения определенных приемов. Однако есть
и такие отличия, которые, хотя и безошибочно схватываются при непосредственном
наблюдении, поддаются объяснению довольно трудно. Ибо проистекают эти отличия из
постоянно ускользающих от рационального анализа тончайших особенностей, лежащих
в духовной сфере. В нее и хотелось бы немного углубиться.
Идея Будо-каратэ привлекательна для тех, кто не
ограничивает боевое искусство спортом и кому дороги высокие идеалы старых
мастеров. Для них, как известно, в спорте остается не так уж много места. Ведь
спорт, особенно профессиональный, подчиняется совершенно иным законам — законам
коммерции и бизнеса. Искреннее служение идее Будо-каратэ дает шанс на сохранение
некоего оазиса духовности, который зеленеет благодаря неиссякающим родникам
культурной традиции Востока. Но возможно ли обрести в этом оазисе гармонию через
практику "дзэнских видов борьбы", если мы не в состоянии переродиться в японцев
или китайцев? Недостаточно ведь принять восточные формы поведения, этикет,
ритуал, если восточный менталитет остается непостижимым, а связанные с ним виды
деятельности могут оказаться неприемлемыми.
Вспоминаю эпизод из некогда нашумевшего у нас японского
фильма "Леди каратэ" — одного из первых фильмов о боевых искусствах. Находясь в
баре, героиня, мастерски владеющая приемами каратэ, начинает поединок с бандитом
с того, что палочками для еды мгновенно ловит на лету муху и засовывает ему в
рот. Случаен ли этот эпизод и как он связан с боевыми искусствами? Не случаен и
связан глубочайшим образом. Как-то один из друзей поведал о своем изумлении,
когда увидел в зоопарке обезьяну, занятую ловлей мух. По его словам, она делала
это неторопливо и естественно, будто собирала мух в воздухе. Тут же вспомнилась
древнекитайская (даосская) притча о ловце цикад. Образное описание его движений
в точности повторяло названные действия обезьяны! В притче мастерство ловца
цикад служило знаком не просто совершенства во владении техникой ловли подвижных
насекомых. Это был символ той гармонии тела, техники и духа, к которой
стремились все восточные мастера, в том числе боевых искусств.
http://atemi.org.ru/?grup=159&doc=581