Итак, анализ проблемы позволяет заключить, что в идеале
Путь Будо-каратэ есть Путь самопознания, а его адепты — "искатели мудрости" и
"стражи Божественного Закона". Если принять данную эзотерическую концепцию, то,
по мере обретения соответствующего духовного опыта, привычные явления и
отношения изменят свой облик, представят в духовном измерении и в своем
идеальном значении. Вот некоторые из важнейших значений.
Школа Кекусинкай есть "общество", "союз", а точнее
"братство". Общение "посвященных" членов школы — это обнаружение духовного
родства. В таком общении основной тон задают "внутренние люди", т.е. носители
божественного начала в каждой человеческой душе. Иерархия школы в содержательном
плане — это иерархия мастерства и духовной зрелости, соответствующая
определенным ступеням посвящения. В организационном плане эта иерархия выглядит
несколько иначе и может быть уподоблена церковной, где есть служители и
служащие, чины и чиновники...
3ал для занятий — "додзе", т. е. место, где ищут Путь. Это
"храм" боевого искусства, где возносятся молитвы (чтение клятвы додзе, сеансы
медитации), произносятся "проповеди" (наставления учителя), соблюдаются
"ритуалы" (этикет додзе), идет повседневная служба (тренировки). Зал — это школа
этикета, ритуала, духовно-нравственного воспитания последователей Будо-каратэ.
Один из "священных ритуалов" Будо-каратэ связан с кумитэ.
Здесь есть свои ступени "посвящения" и подготовки сознания к работе и озарениям
в экстремальных ситуациях. Это учебные кумитэ, спарринговые тесты, бои в
нокдаун-турнирах, наконец, реальные бои, проводимые "на грани жизни и смерти".
Учебные кумитэ и спортивные поединки, ограниченные правилами, являются самыми
типичными "ритуалами" школы. Вот почему, когда Ояма говорит о возможности
"ритуального" боя даже с братом или отцом, то за этим — признание кумитэ как
"мистериального посвящения", где противник выступает союзником на Пути
самопознания. Что же касается опасных боев без правил, на необходимости которых
настаивает Ояма, то это тоже еще "ритуал", хотя и почти смыкающийся с жизнью.
Почти, поскольку все опасные поединки включая бои с быками, у Оямы были
результатом осознанного выбора. Иными словами, имея максимально непредсказуемый
характер, сами по себе они были планируемыми и ожидаемыми. Это последняя ступень
готовности мастера к любой неожиданной экстремальной ситуации, где должно
спонтанно проявиться все его владение искусством и духовная зрелость.
Пожалуй, наибольший интерес может иметь эзотерическое
истолкование "ритуала" проведения контактного боя в нокдаун-турнире. В центре
внимания здесь должен быть поклон, который в дзэне рассматривается как едва ли
не самая важная духовная практика. Говорят, что даже перед смертью, когда
человеку уже ничего не остается, он должен быть готов поклониться. Поклон — это
не просто знак уважения к официальным лицам турнира, к рефери и противнику. Это
символ преодоления своего "эго" и духовной открытости бойца. Совершая поклоны на
татами, боец включается в "ритуал", который имеет множество планов. Один из
важнейших планов — это отношения с судьями, другой — с противником. Все судьи, и
прежде всего рефери, выступают глашатаями Истины. Их долг и задачи в идеале
также стремиться от эгоистических мотивов в вынесении решения (когда его
приходится взвешивать на весах справедливости). Это нелегко, как нелегка любая
духовная работа, тем более коллективная. Ее ближайшая цель — привести отношение
между судьями и бойцами в гармоничное состояние. Следует заметить, что
ритуальный характер проведения боя на татами превращает его в коллективную
духовную практику. Она требует не только понимания, но и искусства участвовать в
"ритуальном действе", владения церемониалом, а значит соответствующих
упражнений. Необходима особая четкость и слаженность действий судейской бригады,
рефери и бойцов, сдержанность и достоинство в поклонах и иных формах поведения.
Все это создает не только внешний эстетический эффект, но и является показателем
определенного уровня гармоничности взаимодействия участников.
Отношения между противниками заслуживают более развернутых
пояснений, поскольку имеют прямое отношение к заявленной теме. Прежде всего,
освобождаясь от цепей "эго", боец возвышается до сверхличного состояния
сознания. При этом противник как личность исчезает. В мистериальном ритуале
посвящения уже не важно кто есть противник — враг, друг, брат или отец.
Достижение освобожденного сверхличного состояния сознания в принципе исключает
ненависть к противнику (как и любые иные чувства в ходе боя). Однако вне боя,
т.е. в личностном плане, противник заслуживает уважения, благодарности и любви,
искренних проявлений дружеских чувств. Как непременный участник совместного
"искания мудрости", противник становится союзником и всегда учителем — создавая
препятствия, без преодоления которых невозможен интенсивный рост самосознания и
духовного созревания. Это и есть позиция "истинного", "божественного", т.е.
"внутреннего" человека в душе, возвышающего свой голос вопреки возможным
эгоистическим доводам человека "внешнего".
Узреть смысл Борьбы и Противника в духовном измерении —
значит испытать некое озарение. В сверхличном восприятии и божественном
освещении сразу устраняются все препятствия, для объединенного сознания
неодолимые. Конечно, и обыденное сознание, следуя вечному зову "истинной" части
души, стремится к божественному. Но, оставаясь непросвещенным, оно творит себе
кумиров. Посвященный же отторгает их от себя, что также есть аксиома эзотеризма.
Согласно Плотину, открывший путь к прямому мистическому контакту с божеством,
оставляет изваяния богов у входа в святилище. То же Плотин не без основания
заявляет, что ему нет нужды ходить к богам в храм, ибо они сами приходят к нему.
Здесь ключ к пониманию парадоксальных дзэнских призывов: "Убей Будду, убей
патриарха" или сходных призывов адепта дзэна и Буси-До в "Хагакурэ": "Убейте
богов, если они станут на вашем пути" или знакомой христианской заповеди: "Не
сотвори себе кумира"...
Надеюсь, что столь сильная концентрация внимания на скрытом
плане духовного содержания традиций искусств Будо внесла определенные изменения
в привычные обыденные представления о Борьбе и Противнике. Неподготовленное
сознание возможно будет выталкивать новые смысловые элементы, как слишком
"идеальные", если не "идеалистические", т.е. далекие от реальной жизни. Однако
признание чего-то "идеальным" вовсе не означает его оторванности от "материи"
повседневности. Разве идеальные воззрения даосов не нашли полное и
последовательное выражение во всех внешних проявлениях практики ушу? Разве то же
самое не случилось с "дзэнскими видами борьбы"? Разве Масутацу Ояма,
провозгласив идеалы Кекусин Будо-каратэ и одухотворяя его практику, пренебрег
внешним планом ее реализации (создания международной организации, неутомимая
пропаганда и пр.)? Конечно нет, идеалы, как и весь внутренний скрытый план
духовного содержания традиции Будо-каратэ, обнаруживает свой смысл лишь в
сопряжении с планом внешним, явным. И, дай Бог, чтобы это сопряжение было
сбалансированным и гармоничным в духовной тональности. Ибо, в конечном счете,
наша Школа такова, какой мы ее видим и будет такой, какой мы ее захотим видеть.
http://atemi.org.ru/?grup=159&doc=893