Недаром и все внешние проявления в боевых искусствах
связывались посвященными мастерами с внутренними состояниями. "Обучение внешнему
через внутреннее" стало одним из множества фундаментальных приемов. Все стойки,
позиции и технические действия получали истолкование в философско-религиозных
понятиях Беспредельного, Великого предела, двух сил мироздания (Инь и Ян),
находили выражение в символике триграмм и гексаграмм {например, в школе "Кулак
восьми триграмм"). Духовная практика боевых, искусств, причастных к древней
эзотерической традиции, таким образом, рассматривалась rак "возвращение к
пустоте", а "истина кулачного боя" сливалась "воедино с путем великих мудрецов".
Воссоединение Кекусин-каратэ с традицией Будо было для
Масутацу Оямы вполне осознанным единением с "путем великих мудрецов". Как
известно, происходило оно именно тогда, когда, уклоняясь от Пути и превращаясь в
спорт, каратэ заметно изменило духовные ориентиры и мотивацию к занятиям.
Осмысление Кекусин Будо-каратэ в духовном плане коренным образом меняет подход и
к той состязательной практике нокдаун-турниров, которые внешне ближе всего
примыкают к спорту, легко отождествляясь с ним западным сознанием. Между тем не
только идеолог Будо-каратэ Масутацу Ояма, но и всемирно известные бойцы Кекусина
(такие как японец Кейдзи Сампэй или европеец Мишель Ведель) с высот своих личных
достижений и опыта подчеркивают духовную сущность каратэ, которая проявляется и
в соревновательной борьбе. Сампэй, например, утверждает, что "победа в бою важна
лишь как цель, мотивация для тренировок и размышлений, т. е. для развития тела и
духа... Поражение в равной степени важно, пока вы учитесь на своих поражениях".
Подобный подход в принципе исключает враждебное отношение к противнику, который
выступает своего рода учителем, а значит и союзником на пути самопознания через
практику боевого искусства. Такая мотивация к бою, как деньги, несравнима с
идущим изнутри стремлением бойца победить — несмотря на все трудности и боль.
Это значит прежде всего — победить Самого себя.
Многолетний опыт воспитания бойцов Кекусина в таком духе
приводит к тому, что во всем мире они имеют сходный менталитет, а на этой основе
возникает чувство родства и даже братства, которое оказывается выше
национальных, расовых или религиозных различий. Проявление подобного
возвышенного чувства, можно наблюдать не только на тренировочных сборах, в
лагерях, но даже на татами после тяжелейших боев. Неподдельное обнаружение
дружеских чувств и расположения к противнику не остается незамеченным у публики.
А это создает особую атмосферу благожелательности, которая не часто возникает в
спорте. Бойцы знают, что человек на татами, как на ладони. Чтобы так открыться —
противнику и самому себе, — нужна смелость. Зато нигде бойцы не узнают друг
друга и себя столь быстро и полно, как на татами. Поэтому единоборство
возвышается до особого вида общения, который в идеале направлен на достижение
духовного родства и единения с противником.
В действительности же это верно в той мере, в которой боец
осознает кумитэ в Будо-каратэ как некий священный (сакральный) ритуал. Именно
как "ритуал" и своего рода "жертвоприношение", где проливаются "пот, кровь и
слезы Кекусинкай", понимал Кекусин-кумитэ Масутацу Ояма. Пот проливается в
упорных тренировках, без которых Кекусин немыслим, кровь — в тяжелых боях. И то,
и другое превращается в ритуал духовного очищения, знаком которого выступают
облегчающие душу слезы. Это слезы Майкла Томпсона, потерпевшего поражение, слезы
Акиеси Мацуи, одержавшего победу, слезы некоторых наших учеников, выдержавших
изнурительный экзамен и спарринговый тест...
Во имя чего многообразные "ритуалы" искусств Будо — от
этикета додзе до кумитэ с полным контактом? Зачем "жертвоприношения" -
повседневные тренировки, экзамены, нокдаун-турниры? Для чего существуют школы,
воспитываются бойцы, ищущие соперников и готовые погрузиться в стихию борьбы?
Попытки серьезно разобраться в этом ведут к иным более общим вопросам, которое в
газетной публикации можно лишь затронуть. Но вовсе отмахнуться от них нельзя,
ибо выдвигает их само реальное взаимодействие эзотерической традиции искусств
Будо и явно экзотерических форм существования современного западного спорта. Чем
живет современный спорт, испытывающий колоссальный натиск "рыночных отношений" и
коммерческой мотивации? Каковы его собственно духовные ориентиры и истоки?
Многие давно поняли, что "на Востоке ничего не делается просто так". Но так ли
уж "проста" западная традиция единоборств, зародившаяся еще в античной Греции и
подарившая миру современный спорт и "олимпийское движение"? Возможно ли (и в
каком смысле) говорить о глубинном духовном родстве Востока и Запада? Если да,
то не может ли это вселить надежду на относительно гармоничное единение
состязательной практики искусств Будо с современными формами спортивных
единоборств? И не поможет ли это, в частности, обрести возвышенное понимание
смысла Борьбы и предназначения Противника?
http://atemi.org.ru/?grup=159&doc=893