Японский контактный стиль Кёкусинкай завоевал мировую
славу. Это подлинно боевое искусство. Бросившие "вызов пределам" и познавшие
себя через испытания в школе Кёкусинкай способны и готовы вести реальный бой без
защитного снаряжения с противником любой весовой категории. И не только на
татами. Для Масутацу Оямы, посвятившего лучшие годы жизни возрождению духовности
древней культурной традиции, былой мощи искусства профессиональных воинов, нет
альтернативы. Каратэ Кёкусинкай - боевое искусство, а вовсе не спорт. По сути
мастер прав. Однако именно инициированная Оямой пропаганда и реклама Кёкусинкай
превратила элитарное в своей основе боевое искусство в "каратэ для миллионов",
т.е. в не что иное, как массовый любительский спорт.
Это ли не испытание для ревнителей традиции и приверженцев
духовных идеалов Будо? Ведь они далеки от заказного спорта, особенно
профессионального, который в мире Кёкусинкай первой отважилась развивать Россия.
Но так или иначе, даже как вид спорта (который, кстати, вошел у нас в систему
спортивной классификации) Кёкусинкай остается едва ли не самым боевым. Таков
наиболее известный лик каратэ Кёкусинкай. В данном направлении оно развивается
изначально, чем и снискало особую популярность, в том числе в России.
В Европе, однако, в последние годы утвердились две новые
спортивные разновидности Кёкусинкай. Одна еще как-то связана с японской
традицией. Это соревнования по ката. Другая разновидность может показаться
нонсенсом в системе Будо-каратэ. Речь идет о бесконтактных состязаниях
(преимущественно женщин) по так называемой кликерной системе. (Кликеры - это
счетчики, используемые судьями при оценке действий спортсменов.)
Таким образом, ката и "кликер" - два других лика
современного европейского, а ныне и российского каратэ Кёкусинкай. Разговор в
первом номере газеты мы начали с кликера как самого одиозного в каратэ
Кёкусинкай.
Второе неяпонское спортивное направление связано с ката. В
отличие от "кликера" важность освоения ката на высшем уровне, вероятно, ни у
кого сомнения не вызывает. Сам Ояма призывал к тому, чтобы половину времени
занятий уделять ката. Ведь ката - это и средоточие техники старых мастеров, и их
духовное завещание, это целый мир, воплощенный в совершенных канонических
формах. Знание ката Кёкусинкай - непременное требование в квалификационных
нормативах на ученические и мастерские степени. Говорят, что на одном из
показательных выступлений женщин в Будапеште М.Ояма, возражавший против
проведения соревнований по ката, "растаял" и смягчил свою позицию. Тем не менее
в Японии соревнования по ката пока не проводятся. Причина еще и в том, что ката
Кёкусинкай постоянно менялись. Первый этап канонизации ката Кёкусинкай связан с
Европой - с деятельностью неутомимого сихана С.Арнэйла, прекрасного знатока
традиционных комплексов, автора известной книги, принятой в Европе за эталон.
Уже в 80-х годах в Европе стали проводиться чемпионаты по ката.
В России с момента создания Федерации ее представители
принимали участие в ежегодных Летних школах в Швейцарии под руководством сиханов
С.Арнэйла и Дж Уайброу и провели необходимую подготовительную работу (сборы,
судейские семинары, издание методических пособий.
Главная задача в подготовке российских спортсменов па
европейском уровне видится в глубоком освоении традиционных канонов. Требуется,
во-первых, доскональное знание текста, во-вторых, понимание смысла всех
технических действий и, в-третьих, мастерство исполнения, проникнутое силой,
волей и духом борьбы, - нужен особый "артистизм", заставляющий зрителя поверить
в реальность происходящего на татами. Последнее требование, конечно,
предполагает зрелость спортсмена. Однако одного лишь обладания старшими и даже
мастерскими степенями, равно как и бойцовского опыта, еще недостаточно.
Необходимо в полной мере соответствовать первым двум требованиям. Из-за стилевых
и текстовых искажений, допущенных в Ревде, выбыли из соревнований даже известные
наши инструкторы и бойцы. Они вынуждены были уступить дорогу более молодым, но
специально подготовленным к соревнованиям по ката соперникам.
Канон есть канон. Ката - каноническая импровизация,
затрагивающая не форму или стиль, а лишь манеру исполнения и силу "присутствия
духа". Если канон нарушать (от незнания либо своеволия), судейство в
соревнованиях по ката будет принципиально невозможным. Кстати, подготовка в
России квалифицированных судей, особенно досконально знающих высшие ката
Кёкусинкай, является первоочередной задачей. Без точного знания критериев в
оценивании исполнения ката результаты соревнований могут оказаться
недействительными. Пока квалифицированных судей по ката у нас крайне мало.
Поэтому судейские бригады на чемпионатах в Москве и в Ревде были составлены
только из тех, кто получил по высшим ката и в достаточной мере усвоил новейшую
информацию.
Мало у нас пока и инструкторов, способных квалифицированно
готовить спортсменов для республиканских и международных соревнований. Но лед
тронулся, и мы намерены продолжать инструктивно-методическую работу в данном
направлении. Ведь планка требований поднимается все выше.
http://atemi.org.ru/?grup=159&doc=1197