В последнее время споры вокруг
боевых искусств приобретают все более конкретный характер. Постепенно
рассеивается мистический ужас перед восточными, тайными, истинно русскими и
другими "необыкновенными" стилями. Хотя иногда по-прежнему тяжеловато
разобраться в нагромождении разноплановой и разнородной информации, "отделить
зерна от плевел".
Рано или поздно перед любым
серьезно занимающимся человеком встает вопрос: что истинно, а что ложно? Что
ведет к реальному прогрессу в боевом искусстве, а что лишь фальсификация и
средство обогащения? Без вдумчивого перебора и скрупулезного анализа фактов
здесь не обойтись. Хочу поделиться некоторыми проблемами, которые встали передо
мной в процессе работы над техникой хапкидо, а шире - над боевым искусством.
Вообще сразу надо оговориться: я принадлежу к той категории людей, которые не
делят рукопашный бой на западный и восточный (хотя определенные различия,
естественно, существуют), на древний (а потому истинный) и новый (поэтому не
заслуживающий внимания) а разделяют, пожалуй, только на дилетантский и
профессиональный. Под профессионализмом здесь надо понимать элементарную
добросовестность и любовь к своему делу.
Что нужно для того, чтобы
эффективно действовать в схватке? Какая-то определенная техника и умение
адаптировать ее к условиям ситуации, что, в основном, зависит от ловкости,
подвижности, реакции, т.е. от культуры движений бойца. Этого второго слагаемого,
о котором часто забывают, мы сейчас и коснемся.
Первое, с чем я столкнулся в
спортзале, начав вести тренировки, -- это простая физическая неподготовленность
большинства занимающихся. Речь идет не об объеме мышц, а об умении двигаться, о
раскрепощенности и пластике тела. Самая тяжелая ситуация у молодых ребят,
попадающих в секции каратэ и ушу. Смотришь на их неуклюжие попытки следовать
восточным динамикам - сердце кровью обливается. Неестественные ли эти движения
для западного человека в принципе или они не стали естественными из-за плохого
обучения (либо его кратковременности) - в тему данной статьи не входит. О том,
насколько тяжело учить зажатого и закрепощенного человека новой технике, я уж не
говорю.
А между тем, в реальной схватке,
где не обусловлены ни место, ни стиль, ни ритм ведения боя, именно умение
находить выход из нестандартной двигательной ситуации может иметь решающее
значение, во всяком случае, не меньшее, чем хорошо отработанная техника ударов и
бросков. Где у нас сейчас преподают пластику, гибкость, акробатику, умение
двигаться в самом широком смысле этого слова? Чаще всего занятия в группах
ограничиваются задалбливанием связок и комбинаций "на все случаи жизни",
длинными тао и ката, а в самом простом варианте, обыкновенной накачкой мышц (не
важно какого качества мясо, лишь бы его больше было). Выгодно отличаются от
общего уровня борцы (акробатика), боксеры (пластика и ритм), люди, сменившие
несколько стилей (различные двигательные динамики).
Как решить эту проблему? Введите
на тренировках уже упоминавшиеся выше акробатику, пластику, подвижные игры (как
в парах, так и массовые), различные прыжки, и через несколько месяцев зажатого и
закрепощенного новичка будет не узнать.
На более профессиональном уровне
хочется напомнить, что боевое искусство - это лишь небольшая часть искусства
движения вообще. Посмотрите непредвзятым взглядом на любой спортзал. В основном
инструкторы выделяются среди учеников только накатанностью приемов. Но плоскость
мастерства находится на другом уровне. Мастер характеризуется не тем, насколько
хорошо он делает свою технику, а тем, как делает движения вообще, в том числе
чужие, незнакомые для него. Вот здесь требуется действительно ловкость и
раскованность тела. К сожалению, большинство людей застревает на одной и той же
двигательной базе на всю жизнь. Впрочем, каждому свое.
С умением адаптироваться к
непредвиденным ситуациям мы немного разобрались. Теперь перейдем к технике. С
ней свои сложности. Уже ясно, что та техника, которую предлагают большинство
стилей карате и ушу, боевой не является. Ныне пошла мода на "боевые школы",
предлагающие широкий выбор приемов для "любой критической ситуации". Броски с
болевыми ключами и заломами, приемы против суставов, удары в горло и в пах, по
глазам и по точкам, броски на голову, на колено атакующего, сворачивание шеи и
т.д. и т.п. И восхищенные адепты разевают рты: "Вот это да! Я-то всю жизнь
только в челюсть да в "солнышко", а тут..." Все хорошо, но из виду упускается
одно обстоятельство: в критической ситуации нагрузка на психику нарастает
лавинообразно, думать там некогда. Так же лавиной сметаются все верхние этажи
сознания, которые "знают" о технике. Остается голый навык, отточенный на
тренировке до автоматизма. Как отработать на тренировке до автоматизма рычаг
локтя, но в реальном режиме, т.е. с переломом? А бросок на голову? Или удар в
глаза, пах, горло? Если удар обозначать, получается бесконтактный стиль под
другой вывеской, а если доводить? Можно ли провести боевой прием на полной
скорости и с полным вложением, не покалечив при этом партнера?
Кстати, в этой же плоскости
лежит ответ на вопрос: в чем эффективность традиционного бокса? Для опытных
рукопашников не секрет, что далеко не каждый черный пояс Кёкусин-кай, не говоря
уже о Сётокан, Вадо-рю или Сито-рю, рискнет выйти против разрядника по боксу.
Тот хоть и знает всего три удара - снизу, сбоку и прямой ( не хочу обижать
боксеров, в их технике своих тонкостей хватает) - зато бьет в полный контакт, с
правильной дистанции, с реальной скоростью. То же самое и с дзю-до. Броски там
подобраны наименее травматичные, но именно это позволяет отработать их до
автоматизма. А в итоге мы удивляемся, когда адепт прославленного Шаолинь-цюань
отправляется в нокаут от апперкота, а мастер дзю-дзюцу падает от обыкновенной
"мельницы". Увы, многолетняя наработка простых движений часто оказывается
эффективнее секретных техник.
Дмитрий Медведев