Hо что это - триумф
нового учения? Hет, скорее оптимальная реализация всего наследия кэмпо,
бессмертных заветов старых мастеров. Сам Ояма не скрывал эклектической
направленности своей школы. Отказавшись от догматических установок традиционных
воинских искусств и прежде всего от узкосектантского подхода, он предпринял
генеральную ревизию всех видов единоборств без оружия и с оружием с целью
отобрать необходимые для своей системы элементы. Все они в комплексе призваны
были обеспечить требования школы: силу, стойкость, эффективность.
Ояма ввел множество
новых, заимствованых и изобретеных комбинаций в тактику свободного спарринга (дзю-кумитэ),
тем самым, бесспорно, пополнив арсенал каратэ, хотя в его разработках мы и не
найдем стройной системы, увязанной с философскими и космогоническими моделями,
какой могли похвастаться старые континентальные школы. В области философии Ояма
идет в русле традиционных учений. Изучив труды Такуана, Миямото Мусаси и других
мастеров прошлого, он развивает их идеи о слиянии человека со Вселенной, о
преобразовании духа-разума в Пустоту посредством практики Дзэн. Стремясь
преодолеть разрыв между абстрактными построениями дзэнской логики и реальностью
современной жизни, он подчеркивает интравертную сущность самопознания: Hичто в
Дзэн не противопоставлено существованию. Это не есть относительное Hичто. Прийти
к нему можно лишь преодолев антиномии жизнь-смерть и победа-поражение. Видную
роль отводит Ояма продолжительной сидячей медитации - дза-дзэн и обязательной
кратковременной медитации с закрытыми глазами, предваряющей и заключающей
тренировки, моку-со.
И все же главное в
системе Ояма, что находит отклик в сердцах миллионов, не сухая теория, не
медитация и не разучивание вполне стандартных ката, а практическая отдача,
максимальная эффективность. Для своих учеников Ояма разработал целый каскад
головокружительных трюков, воплощающих высшие достижения каратэ на физическом
уровне:
- пробивание
подвешенного на двух нитках листа тонкой рисовой бумаги ударами кулака и пальцев
руки;
- раскалывание
подвешенной на веревке доски (или кирпича) ударами кулака, локтя, ребром ладони,
ребром стопы и передней частью стопы из положения стоя на земле или в прыжке;
- раскалывание
нескольких дюймовых досок в руках двух ассистентов всеми возможными ударами рук
и ног, в том числе и в прыжке на высоте около двух метров;
- раскалывание
плавающей в бочке с водой дюймовой доски;
- раскалывание руками,
ногами и головой до двадцати слоев черепицы;
- раскалывание ударом
"рука-меч" или "железный молот" трех положенных друг на друга кирпичей;
- раскалывание ударом
"рука-меч" трех уложенных друг над другом с промежутками ледяных плит толщиной в
три дюйма каждая;
- пробивание рукой и
головой ледяной глыбы;
- раскалывание
массивных булыжников основанием ребра ладони;
- отрубание горлышка
стоящей бутылки;
- проникновение ударом
"рука-копье" в плотно связанный пучок бамбуковых прутьев;
- пронзание ударом
"рука-копье" подвешенной коровьей туши.
Все описанные действия
относятся, соответственно, к категории позитивных (Ян), воплощая принцип
активного нападения. Hе менее важное место в демонстрационной программе
Киокушинкай занимают и номера, раскрывающие удивительную способность организма к
пассивному сопротивлению и относящиеся к категории негативных (Инь). Hапример,
палка толщиной в два дюйма ломается при ударе о голову, спину, грудь, руки или
ноги спокойно стоящего человека. Или такое: человек ложится спиной на утыканную
гвоздями доску, на грудь ему кладут гранитный валун весом не менее 50
килограммов и разбивают валун ударом кувалды. Впечатляюще. Впрочем, еще более
невероятные трюки демонстрируют индийские йоги-факиры или китайские мастера
цигун. Силовые номера в Киокушинкай сочетаются со всевозможными пробами на
быстроту, четкость и точность. Здесь следует упомянуть гашение свечи на
расстоянии различными ударами рук и ног, разрубание ребром ладони спичечного
коробка из тонкой фанеры, выдергивание бумажного листа из-под пачки сигарет,
стакана или стоящей сигареты, стряхивание пепла с зажженной сигареты в зубах
партнера ударом ноги и тому подобные фокусы, рассчитанные на зрелищный эффект.
Однако Ояма привлекал
сторонников не только цирковыми представлениями. Он лично тренировал спортсменов
из многих стран, путешествовал по всему миру с лекциями и показательными
выступлениями. Его перу принадлежит немало книг, брошюр, технических пособий и
разработок. По его заказу снято множество рекламных фильмов - документальных и
художественных. Hо что особенно важно - его питомцы побеждают на чемпионатах. И
не случайно его школа Киокушинкай не входит во Всеяпонскую федерацию каратэ,
противопоставив ей свою Всемирную федерацию. Ояма шел своим путём. Ныне
действующий мировой центр МОК был официально открыт в июне 1964 года, в этом же
году было принято окончательное название Киокушин, означающее «абсолютная
истина». С того времени Киокушин продолжал распространение в более чем 120
странах и количеством более 10 миллионов человек, сделавшись одной из самых
больших организаций воинских искусств в мире. Среди известных людей в Киокушине
практикуются Шон Коннори (почетный первый дан), Дольф Лундгрен (3 дан, бывший
чемпион Европы, участник 2-го Мирового Открытого Турнира) и президент Нельсон
Мандела в ЮАР (почетный 7-й дан). Печально, но сосай Мас Ояма умер от рака
легких в возрасте 70 лет в апреле 1994 года, оставив ответственным за
организацию мастера 5-го дана Акиеши Мацуи (технического директора Хонбу).
http://www.kyokushin.com.ua