Когда Япония потерпела поражение
в войне, учитель Саваи как раз находился в Китае. Шок от этого известия был
настолько силен, что Учитель посчитал дальнейшую жизнь невозможной. Вместе с
женой они решили покинуть этот мир, взяв с собой и ребенка. Учитель собрался
убить ребенка спящим. Он уже занес над ним меч, но никак не мог заставить себя
нанести смертельный удар. В этот тяжелый момент и появился его Учитель, мастер
кэмпо — старик Ван Сян-чжай. Тогда-то старый учитель Ван и прояснил Саваи смысл
иероглифа — «учиться».
У знака «Учиться» нет родины. Не ты ли учился у меня китайскому кэмпо? У этого
знака «Учиться», есть еще два значения «обучаться» и «обучать», но в них нет ни
единого намека ни на нации, ни на границы, ни на религию. Здесь есть только
отношения между учеником и учителем. Если ты учишься, то тем самым берешь на
себя ответственность обучать дальше других тому, чему научился у меня. И ты уже
возложил эту ответственность себе на плечи. Поэтому бросай умирать, а поезжай
лучше в Японию и обучай этому искусству молодежь.
Не появись в тот момент китайский мастер Ван Сян-чжай, Учитель Саваи бы умер. Он
избежал смерти лишь потому, что правильно уловил значение слова «учиться».
Действительно, между людьми,
изучающими каратэ, не может быть других отношений кроме «обучаться» и
«обучать». Истинный дух занятий — это обучение и здесь нет места понятиям
наций, границ и тому подобного. Неважно, какой пост занимает человек, и откуда
он родом. В мире воинских искусств, в мире каратэ достаточно единого духа, имя
которому «Учеба».
Однако не поймите меня превратно. Здесь я вовсе не имею в виду, что следует
отбросить свою религию или национальность. Наоборот, я как раз считаю, что
национальное самосознание для человека очень важно. Просто не стоит на этом
замыкаться. Так же, как в семье существует уважение к родителям и дружба между
братьями и сестрами, так и в «мировой семье», которой все мы являемся, отношения
следует строить на той же основе. Космополит в настоящем смысле этого слова,
вовсе не отказался от своего народа. Японец, уехавший из Японии и заговоривший
по-английски, вовсе не стал космополитом. Космополит — человек мира — это тот,
кто имеет четкое самосознание и уважает позиции собеседника, не взирая на
национальные различия. И когда такие люди учатся или обучают — здесь-то и
рождается дух истинной учебы.
Далее я хочу рассказать один случай из моей жизни. Эта история произошла, когда
мне было 25 лет. К тому времени я занимался каратэ около 10 лет. Проходил Пятый
Открытый Чемпионат Японии по каратэ-до. Токийский Дворец Спорта был битком набит
зрителями. Я впервые принимал участие в таком турнире и по счастливой
случайности мне удалось победить. Но, как ни странно, в моей душе не было и
капли восторга.
В то время я помогал моей
старшей сестре, которая держала ресторанчик «Якинику»1 в г. Кавагучи.
Мыл тарелки, резал мясо, а все свободное время уделял занятиям каратэ.
Естественно, мои знакомые не принимали меня всерьез, и считали, мягко выражаясь,
чудаком. И я не мог относиться к этому безразлично. 25 лет — это возраст, когда
уже следует подумать о будущем, о родителях, сестрах и братьях. Кроме того,
каждый раз, когда я слышал разговоры приятелей о карьере и успехах, меня
охватывало беспокойство, мне казалось, я нахожусь на обочине, выпал из общего
потока и что-то упускаю. И вот тогда Учитель Саваи рассказал мне о поломанных
часах, у которых не двигаются стрелки.
«Рояма-кун, — сказал он, — даже такие часы ни в коем случае нельзя выбрасывать.
Ведь они два раза в сутки показывают правильное время. И это происходит не
потому, что поломанные часы догоняют время, а просто время подстраивается под
часы. Точно так же и ты, если будешь гнаться за жизнью, вряд ли из этого выйдет
толк. Мир ведь штука жесткая. Но если ты пойдешь своим путем и будешь
продолжать работать над собой, то качества, которые ты воспитаешь в себе,
занимаясь боевым искусством, обязательно станут нужны миру». Он так и
подчеркнул — не сомневайся и продолжай тренироваться. Эти слова мне многое
прояснили.
Как-то раз Учитель рассказал мне еще одну историю про каштан и зерно.
— Не будем рассуждать о том, что хорошо, а что плохо. Просто скажу тебе, что
многие люди, живущие в этом мире подобны зернам. Попробуй положить одно зерно в
корзину с другими такими же зернами и перемешать, вряд ли ты после этого сможешь
найти то же самое зерно. Но если в эту корзину положить каштан, то, сколько его
не перемешивай с зерном, найти каштан будет чрезвычайно просто. Ты не должен
терять свою индивидуальность. Стань таким, как этот каштан. За границей ли, в
Японии — неважно, стань настоящим, и люди сразу увидят, что есть Рояма Хацуо...
Этот рассказ глубоко запал мне в душу, и я помню его до сих пор. Желание стать
таким «каштаном» заставляет меня еще больше работать над собой.
Это случилось лет 10 тому назад. Настало время, когда я должен был получить
свидетельство «Кёси»1 — Мастер боевых искусств. К тому времени
Учитель Саваи тяжело заболел. У него был диабет, и состояние его все
ухудшалось. Он пригласил меня, и я приехал. Глаза Учителя были затуманены, он
практически ничего не видел. Потом я узнал, что у него был рак, к тому времени
поразивший практически все тело. И вот в таком состоянии Учитель, едва я вошел,
сказал: «А ну-ка, давай потренируемся», и потом, в течение двух или трех часов,
швырял меня, как тряпку, а я не знал, куда деваться от его ударов.
Что он мне тогда объяснял, я совершенно не помню. Единственный вопрос стоял
передо мной: «Почему он пылает этой страстью? Как стать столь одержимым Будо?».
Помню, лишь, что во время занятий у меня текли слезы, и я ничего не мог с этим
поделать.
Он был практически слеп, тело его уже разрушилось. Я так и не понял до конца,
что хотел передать мне Учитель в эту последнюю встречу. Но я увидел
всепобеждающую страсть Мастера к воинскому искусству. Таким я запомнил его
навсегда.
Одного этого уже достаточно, чтобы понять, каким был Учитель Саваи.
Я благодарен Учителю Саваи от всего сердца. Он открыл мне глубину китайского
кэмпо, показал пример настоящего воина, полностью отдавшегося пути Будо,
передал свою страсть. И я так же, как и он, буду гореть этой страстью до самой
смерти.
Хацуо Рояма