При таком подходе ката
и базовая техника, которые не
могут быть применены,
вероятно, отпадут.
«Если тщательно обдумывать
и изучать собственные
движения, то и движения
партнера станут тебе понятны, — говорил Учитель. — Осознавая свою позицию, начинаешь
понимать и то, как противник может напасть на
тебя. И, может быть, доскональное изучение поможет увидеть то, что
превосходит и врага, и тебя — действия человека вообще».
Мне кажется, что я понял, наконец, мысль Учителя, когда
он говорил: «Сакральный смысл каратэ лежит в занятиях
кихон».
На то, чтобы осознать слова
Учителя Накамура: "У тебя
нет скорости", — потребовалось тоже немало времени. Я
был в некотором роде уверен, что скорость у меня все же
есть и совершенно не мог
себе представить, что стоит за этой
фразой.
Мне тогда было 19 лет, и я
знал, что на один удар противника
могу ответить четырьмя-пятью ударами. И мне,
конечно, было непонятно, почему говорят, что у меня нет
скорости. Я не мог с этим мириться и спросил у него, как
можно поднять скорость.
Учитель ответил: «Осознай, что
у тебя нет скорости». Сейчас я понимаю, что он был прав,
но тогда, естественно, я
ничего не понял.
А смысл этого мне удалось постичь значительно
позже.
Как-то на одном из
показательных выступлений Учитель демонстрировал разбивание балочного бруса, и
это было впервые
записано на видео. Оператор сказал, что,
сколько он ни пытался просмотреть этот момент в замедленном режиме, —
движение руки Учителя увидеть так и не удалось. Меня, помню, это очень поразило,
и я решился спросить Учителя, с какой же скоростью движется его рука.
И тогда я услышал в ответ:
«Рука выдающегося мастера
должна двигаться со
скоростью от 1000 до 1200 км/час, у
меня же скорость составляет где-то 700-800 км/час.
Вероятно, это было
скромное преуменьшение, ведь он рассекал ребром ладони молодой бамбук и стальную проволоку.
Тогда-то я и осознал, что Учитель имел в виду 20 лет
назад, говоря: «У тебя нет скорости». И я, неожиданно для
себя, воскликнул «Черт
возьми! Чем же я занимался все
это время!».
Понять свое несовершенство
— вот это и есть самое главное. Например, осознание того, что скорость
недостаточна, позволяет поставить перед собой новую цель и добиваться большей
скорости. Если же будешь уверен, что скорость у
тебя есть, сколько ни тренируйся, большей скорости,
чем владеешь — не
добьешься.
Осознание собственной
слабости порождает желание
добиваться большего. При этом сначала рождается образ,
например — «хочу
поднять скорость». Этот образ закрепляется в сознании и, благодаря постоянным тренировкам, начинает
стимулировать мозг, в свою очередь мозг начинает
отдавать команды нервам. Так, понемногу, постепенно, это
реализуется в движение.
Прием в каратэ можно назвать стремлением
реализовать несбыточное. Другими словами — сделать возможным невозможное.
Преследовать то, что кажется недостижимой целью, постоянно держать этот
образ в сердце и так отрабатывать движение.
Это и есть самое главное в тренировке. В
занятиях обязательно должна присутствовать
мечта, идея, если ее нет — ничего не
достигнешь.
Именно это имеет в виду
Учитель, когда говорит, что
путь к скорости и технике
начинается в «сердце». Все действия
человека — всего лишь проявления его внутреннего
мира, его души. Поэтому о каратэ можно сказать,
что — это Дзэн. Дзэн, где просветление
получают через закалку соб ственного
тела. Закаляя физическое тело, преодолеваешь
душевную слабость и несовершенство, а возвышая дух, еще
больше укрепляешь тело. Дух и тело должны
слиться воедино. Отсюда, естественно,
следует, что приемы, в которых нет духа, нет воли — это не истинное
искусство. Каким бы красивым ни выглядело
движение, как бы хорошо оно ни
получалось, без души оно не станет настоящим приемом.
Ведь в нем не скрыта истинная сила.
Приемы или ката, какими бы красивыми и сильными
они ни выглядели, как бы
много их ни запоминал человек,
и сколько бы он их ни оттачивал, никогда не станут настоящими,
если человек не проливал пота, слез и крови, пусть даже кажется, что он
прекрасно ими овладел. В китайских боевых
искусствах есть выражение «кулак изящен как цветок,
движениями ног плетет узоры». Это очень точно отображает
суть многих школ — на первый взгляд выглядит очень эстетично, но в
реальном бою эта техника абсолютно бесполезна.
Хацуо
Рояма