Еще я бы хотел рассказать об учителе Исибаси Масаси.
Учитель Исибаси начинал каратэ со стиля годзю-рю и был главным тренером
отделения каратэ на факультете искусств университета Нихон. У Учителя Ояма он
занимал пост главного наставника (сихан-дай). Когда я поступил в школу Оямы,
он не появлялся в зале, но потом, после переезда школы в здание современного
Кёкусин-кай, некоторое время там преподавал. Тогда у меня был четвертый кю, и я
носил зеленый пояс. Иногда я садился рядом с наставником Одзавои Ичиро и слушал
его беседы с другими черными поясами, от них-то впервые и узнал о существовании
учителя Исибаси.
Одзава в то время имел первый дан, был очень талантливым и особо известным
силой ударов ногами (маэгэри) и прямых ударов кулаком (сэйкэн-дзуки). Как-то раз
я стал свидетелем беседы между Одзавои и другим черным поясом, вернее меня
привлекла фраза Одзавы — "сил моих больше нет". Я прислушался к разговору и
понял, что причиной этому был учитель Исибаси, работавший тогда одним из
заместителей Оямы. Тогда же я узнал, что последнее время он вновь начал
появляться в зале. Как оказалось, после поединка с Исибаси, Одзава совсем
потерял уверенность в себе. Он говорил: "Только пытаешься нанести ему прямой
удар кулаком, как он его блокирует и тут же другой рукой наносит прямой удар
тыльной стороной кулака — уракэн. Причем совершенно невозможно заметить, как он
это делает".
Тогда я с некоторым восхищением подумал, неужели есть и такие мастера?
Врожденное любопытство играло свою роль, и я искал случая как можно скорее
встретиться с учителем Исибаси.
Я решил, что по воскресеньям буду приходить в зал после того, как все
разойдутся, и тренироваться самостоятельно. Как-то раз, после утренней
тренировки, я, как обычно, часа в три или четыре пришел в зал и там вдруг увидел
учителя Исибаси, тренировавшегося в одиночестве. Он ничем не походил на
каратиста. Это был худощавый, высокого роста человек. Но меня удивило, с какой
легкостью он, лежа на скамейке, поднимает 70—80-килограммовую штангу. Я тут же
понял, что это и есть Исибаси, так как раньше слышал об этом феномене от Од
завы. Я смущенно с ним поздоровался и только начал тихонько тренироваться в углу
зала, как мастер подозвал меня к себе.
Спросив как меня зовут, он тут же весело воскликнул: "А Рояма-кун, ну что,
может поработаем?" и сразу же предложил мне стать его партнером в спарринге.
Мастер Исибаси был худощавым и очень гибким, что прекрасно использовал в своей
технике. Не успел я опомниться, как он нанес мне прямой удар ногой (маэ-гэри) и
из него, тут же вывернув ногу, провел круговой (маваси-гэри) в голову.
Пропустить такой удар в самом начале спарринга?! Я совершенно растерялся. Однако
характер у него был очень мягкий, он тут же бросился ко мне и обеспокоенно
спросил: "Ты как, в порядке?" В дальнейшем я много раз слышал эти слова,
которые он произносил с какой-то особенной интонацией. Они и для меня стали
излюбленным выражением. Когда я работал в спарринге с другими учениками, и мой
удар проходил, эти слова вырывались сами собой.
Как только наступало воскресение, я шел в зал, куда в то же время приходил
учитель Исибаси, и становился его партнером. Поединок мастер Исибаси проводил
так, как и говорил Одзава. Он блокировал мой удар и тут же наносил ответный. Он
не принимал атаки на себя, как это делал Куродзаки, а пользуясь гибкостью своего
тела, то отклонялся назад, то уходил в сторону.
Я даже себе не представлял, на чем его можно было поймать. За его движениями
совершенно невозможно было уследить. Если атакуешь прямо, он отпрыгивает в
сторону; отходишь назад, он тут же наступает. В общем, я чувствовал себя
марионеткой в его руках. Несчетное количество раз руки и ноги мастера гладили
меня по лицу. Но вместе с тем, каждый раз, когда мы заканчивали поединок, он
всегда меня поправлял: "Вот это ты делал неправильно, лучше было бы сделать вот
так". Мне, кажется, если бы не было этих тренировок с Исибаси, то потом я не
смог бы в совершенстве овладеть круговым ударом ногой в голову.
Сейчас Исибаси работает актером на киностудии Тоэй и снимается в художественных
фильмах. Когда на экранах появляется какой-нибудь фильм о каратэ, его
обязательно можно там увидеть. Когда я смотрю фильмы, в которых снялся мастер
Исибаси, у меня оживают теплые
воспоминания о том времени. Похоже, сейчас он
чаще играет отрицательных героев, и я от души желаю ему поскорее сняться в
главной роли.
Рояма Хацуо