Виктор АПАРИН,
официальный представитель японской организации
карате Кёкушинкай в Москве, черный пояс, 2-й дан
по материалам сайта
http://karatedojo.uazone.net (http://karatedojo.uazone.net/liter.phtml?aparin_jap.phtml)
Житие русского каратиста в Японии
Мне тридцать семь. Двадцать лет я занимаюсь
каратэ. Из них десять - каратэ кёкушинкай. Стиль
этот привлек меня как воинское искусство, а не
просто спортивное единоборство. Это контактный,
силовой, динамичный вид каратэ, и бескомпромиссность
поединка здесь очевидна.
Как и во всяком воинском искусстве Востока, в
карате кёкушинкай физическая тренировка идет бок о
бок с морально-этической, духовной работой. А когда
каратэ преподается и изучается вдали от своей
родины, то сложнее всего обретаются не технические
элементы, а то, что нельзя взять и пощупать: дух
воинского искусства. И это мешает прогрессу. Поэтому
я всегда стремился учиться в Японии.
Я прожил там немало дней, видел изнутри японскую
жизнь и тренировки мастеров каратэ, и, как мне
кажется, кое-что понял.
К тому времени на российском уровне я был уже
сильным каратекой-сенсеем. В 1991 - чемпион России
по тэмашивари, то есть по разбиванию твердых
предметов головой. До сих пор мой рекорд не пал: мне
удалось разбить четыре доски, положенных друг на
друга - каждая толщиной по два с половиной
сантиметра.
Я был чемпионом Москвы в 1993 году в категории до
80 килограммов при собственном весе в 76. Был
участником чемпионата мира 1996 года, чемпионата
Японии того же года, представляя и там, и там
Россию. А отбор на такие престижные соревнования у
нас очень жесткий. И попасть туда очень трудно,
особенно в моем возрасте.
Надо сказать, что чемпионат мира по каратэ
кёкушинкай приравнивается по престижности к
олимпийским играм, он и проходит один раз в четыре
года. А чемпионат Японии стоит даже выше чемпионата
мира, потому что на этот турнир съезжаются лучшие
бойцы всей Японии. Например, на такой чемпионат,
проходивший в июле 1998 года в Осаке, в котором я
тоже принимал участие, съехалось 386 каратэк. Из них
19 - россияне. Сборная России - в полном составе.
Таким образом, наши мастера кёкушинкай приняты в
элиту каратэ.
Тем не менее, я ощущал некий тупик. Я хотел
научиться большему, а дома учиться было не у кого.
Поэтому я - уже тогда с черным поясом и 1-м даном -
стал учеником в Японии.
Но в Японию надо было сначала попасть. Людей,
регулярно выезжающих в эту страну по линии каратэ -
немного. Это, так называемые, Бранч-Чифы -
наместники от японского древа каратэ у себя на
местах. Через них и распространяется вся информация
о каратэ в Японии. И, наоборот, - в Страну
Восходящего Солнца об успехах их последователей из
других частей света.
До этого, в 1996 году, я впервые попал в Японию в
составе сборной России на чемпионат мира, который
проходил в Йокохаме. Естественно, я был приятно
удивлен тем, что с людьми, о которых я слышал
легенды, можно было теперь просто поговорить, пожать
им руки.
Еще в 1993 году, сдавая на первый дан, я
аттестовывался у японского мастера Акеоши Матцуи,
имеющего 1-й дан чемпиона мира 1986 года. К
сожалению, теперь он возглавил свою ветвь каратэ
кёкушинкай, обособившись от основной ветви семьи
Сосая Масутатцу Оямы.
Кенджи Мидори, 5-й дан, - чемпион мира 1991 года,
Кейджи Санпей, 6-й дан, - дважды второй на
чемпионатах мира, Макота Накамура, дважды чемпион
мира и Президент Юкио Нишида - 7-й дан. Вот с этими
людьми мне довелось познакомиться, и у них учиться.
Когда я слышал об их подвигах, мне они
представлялись сверхлюдьми из стальных мышц, этакие
беспощадные терминаторы. А увидев их воочию, я был
поражен, прежде всего, тем, что передо мной стояли
самые обыкновенные с виду люди - с мягким
рукопожатием, улыбчивые, добродушные. В России я
привык считать, что кёкушинкай - это крайне жесткий
вид, и он должен рождать мастеров с такими же
характерами. А эти люди - чемпионы и призеры мира -
были совсем другими. Мои представления о каратэ
стали потихоньку меняться. И я понял, что нечто надо
менять и в самом себе.
Я был окрылен этими встречами. Я так зарядился
энергетически, что после чемпионата мира, приехав в
Москву, начал трансформировать приемы воинского
искусства через духовные и морально-этические
аспекты. А силовое начало у меня отступило на задний
план.
Попав в Японию в очередной раз, теперь на
чемпионат Японии, я уже на правах Бранч-чифа России
обратился к президенту организации Юкио Нишида с
просьбой остаться поучиться в Японии. Посовещавшись
с коллегами, светило сказал, что не видит в этом
большой проблемы, так как они меня уже знают.
Я неплохо выступил на чемпионате Японии. Кстати,
моим последним соперником был Саэки Кентоку, а это
шестой номер на чемпионате мира. Я оказал ему
достойное сопротивление, но все же он одержал верх.
Меня это поражение не удручило. Наоборот, провести
бой с таким сильным мастером на равных, означало,
что я иду верной дорогой. Я читал книги о древних
мастерах Востока XVI - XVII веков Миямото Мусаши и
Токуан Сохо, и осознал, что возраст в воинском
искусстве не является помехой. И теперь я этому
нашел реальные, более того - личные подтверждения.
Ведь я старше Кентоку на 13 лет!
В 1997 году, в конце июля, мне удалось поехать в
Японию на Кубок мира. Я остался в этой стране на
целый месяц. На первом Кубке мира - 98 г. - я
познакомился с Чиако Оямой - вдовой Масутатцу Оямы,
который ушел от нас в возрасте 72 лет в 1996 году.
Эта смерть является загадкой для многих: как пышущий
здоровьем человек, который до самого последнего
своего дня сам проводил тренировки, вдруг ни с того
ни с сего скоропостижно скончался? Но боюсь, эта
загадка останется таковой навсегда.
В итоге получилось так, что я оказался одним из
немногих в России последователей стиля карате
кёкушинкай, кто лично знаком со всем высшим
руководством ветви Оямы. Мало того, месяц своего
ученичества в Японии я провел в доме "доджо"
финансового директора организации Хироюки Охама,
обладателя 6-го дана. В результате, стал неплохо
владеть разговорным японским языком, так сказать, на
бытовом уровне. Я и сейчас стараюсь продвинуться в
его изучении. А поначалу очень помогал английский.
На этой смеси и началось мое обучение.
Я спал на татами, как и положено ученикам каратэ
на Востоке, принимал участие в ежедневных
многочасовых тренировках. И стал постепенно
проникать в своеобразный мир японцев, обучающихся
каратэ кёкушинкай. Прежде всего, меня поразило
отношение учителя к ученику, и наоборот - ученика к
учителю. У нас в России - это чрезвычайно строгие,
даже тоталитарные отношения. А там - это отношение
отца к сыну, и наоборот. Никакого грубого давления,
никаких императивных приказов и наставлений. Зато
если "отец" просит "сына" выполнить какой-нибудь
сложный прием, то последний обязательно сделает то,
что надо. И это вовсе не отменяет четкой иерархии в
японском мире каратэ. Только эта иерархия существует
как бы сама по себе, ей следуют как-то естественно и
незаметно для постороннего глаза. Действует такая
модель: "Ну, сынок, надо сделать вот это и вот
это...". "А почему, папа?". "А вот потому-то,
потому-то и потому-то". Ученик говорит: "Ос!" и -
вперед... А через некоторое время смотришь - из
этого юнца вырастает настоящий мастер.
В теплоте таких отношений просто купаешься. При
этом она же стимулирует стремление работать над
собой, совершенствовать свое умение... Когда мы
дорастем до этого? В самом лучшем случае - не скоро.
Обычно на свои вопросы я не получал прямого
ответа. Все мои вопросы получали разрешение в
поединках. Я провел за этот месяц 270 поединков. Вы
представляете, сколько я получил квалифицированных
ответов, не услышав при этом и слова?! Для сравнения
скажу, что количество боев в российском "доджо",
проводимых учеником за месяц, колеблется где-то от
60 до 80.
Один бой из этих 270-ти мне запомнился больше
других. Это был специальный класс для черных поясов,
где в течение трех часов мы проводили спарринг без
передыху, нанося друг другу реальные удары. Мы были,
конечно, в защитном снаряжении, но все равно - удар
в каратэ кёкушинкай есть удар... После этого занятия
я взвесился и увидел, что потерял шесть килограммов
веса. Зато сколько приобрел!
В частности, я понял, что в карате кёкушинкай
агрессия неуместна, более того, она непродуктивна.
Будь миролюбив, будь доброжелателен к тому, с кем
вступаешь в поединок. И если твой дух воспарил
высоко, если глубина твоего постижения искусства
каратэ достаточно глубока, тебе не надо применять
грубую физическую силу - ты и так победишь!
Знаменитая "японская вежливость"... Прежде, по
российскому высокомерию, я считал ее вещью
искусственной, поверхностной. Мол, как это возможно:
24 часа в сутки - кланяйся да улыбайся? А она, эта
вежливость, оказалась естественной и глубокой для
японцев чертой характера, более того, скажу, что
вежливость - это именно то, что делает Японию -
Японией.
Например, проводишь ты спарринг в Японии. И
проводишь спарринг в России. И там, и там тебе
удается пробить защиту соперника и ты понимаешь, что
твой удар достиг цели, ты сделал ему больно.
В России - тебе никогда не скажут "спасибо".
Наоборот - злобу затаят. В Японии же благодарят!
Кланяются и благодарят! И под воздействием такой
своеобразной реакции, когда тебе японец в свою
очередь куда-нибудь пребольно заедет, делаешь то же
самое - кланяешься и благодаришь! В жизни от себя не
ожидал такого.
Но это - правильно. Потому, что не пойманный удар
соперника - это форма роста, это форма
самосовершенствования тебя как воина. Это сигнал
того, что ты чего-то еще не знаешь в каратэ, тебе на
это только что указали, и за это - действительно
надо говорить "спасибо!". И это - высоко морально.
Со мной был потрясающий случай. Во всяком случае,
повторюсь, для моего российского менталитета. В 1997
году на открытом чемпионате России, который проходил
на Дальнем Востоке, я нокаутировал японского
мастера. Пятнадцать минут он приходил в себя. А
после подошел ко мне и сказал: "Вы мой учитель. Ос!
Спасибо вам за урок!". И теперь меня с этим
человеком - Оши Такаши - связывают самые теплые
отношения. Когда я бываю в Японии, мы всегда
встречаемся как старые, добрые друзья, обмениваемся
сувенирами.
И в моем сознании произошли ощутимые изменения.
Прежде всего, я перестал бояться фактуры. Раньше, до
обучения в Японии, я ощущал на спине холодок перед
немереной "рамой", когда против меня выходил
громадный боец. А теперь я знаю, что чем больше
тело, тем оно громче падает. И всего-то делов.
Есть духовное состояние, своего рода -
морально-этическое превосходство. Если я знаю, что я
прав, со мной и тысяче не справиться!.. Если я
защищаю свою жизнь, свою честь, честь и жизнь своих
друзей, своей семьи - меня не остановить. Японские и
китайские записи хранят предания о том, что
средневековые банды грабителей предпочитали нападать
на вооруженные княжеские дружины, чем на одиноко
бредущих буддийских монахов. Против монаха, с его
религиозным озарением и навыками бойца, у них было
меньше шансов на победу.
Обучение и житие моё, кстати сказать, проходило в
Хиросиме. Городе, чье имя стало нарицательным. И мне
было интересно ходить по улицам и смотреть, как на
меня, чужестранца, реагируют местные жители. Бродил,
наблюдал, к памятнику жертвам атомной бомбардировки
подходил. Никак не реагируют! Точнее, не реагируют
отрицательно. Я для них гость, и не более. Такая вот
нация...