Родиной
каратэ-до по праву считается главный остров архипелага Рюкю - Окинава, который
установил экономические связи с Китаем раньше чем с Японией. Самостоятельность и
независимость острова все время подвергалась испытаниям со стороны китайских и
японских пиратов, а иногда и регулярных войск. Это привело к вынужденной уплате
дани обоим грозным соседям.
Но
влияние Китая было сильнее, к тому же на острове находилось целое поселение
эмигрантов из Поднебесной, которые, предполагается, и познакомили жителей
острова со своими боевыми искусствами. Некоторые аборигены даже стали ездить в
китайские монастыри, в том числе и в Шаолинь, "на стажировку" и, вернувшись,
положили начало развитию на острове Шаолинь-су цюань-фа, а позднее ряду других
стилий и направлений. Такая тяга к боевым искусствам у окинавцев объяснялась
тем, что на острове постоянно шли вооруженные столкновения между правителями
разобщенных районов, а простому люду иметь оружие было запрещено. Первый такой
запрет был провозглашен еще в XV веке князем Се Хайси, подчинившем себе весь
остров, а позднее и архипелаг.
[AD]
С
приходом к власти Се Хайси на Рюкю стала процветать религия миролюбия - буддизм,
что привело к упадку обороноспособности, и в самом начале XVI века, в 1609 году,
без особого труда архипелаг был захвачен войсками японского князя Симадзу из
клана Сатсума. В результате, объявленной японцами "охотой за мечами" ("катана
кари"), все оружие было конфисковано, а окинавская армия была распущена. Ни один
житель под страхом смерти не мог иметь оружия, было запрещено изготовление даже
церемониальных мечей, в деревнях единственные топор и нож приковывали на цепь и
выставляли для охраны нескольких вооруженных солдат.
По
отношению к местному населению оккупанты вели себя не очень корректно, и число
недовольных ими равнялось числу жителей архипелага. Восстание было не за горами,
и мастера рукопашного боя начали в срочном порядке обучать преимущественно
крестьян своему умению. К тому времени искусство борьбы на Окинаве было уже
достаточно развито, и в XVI веке сложились три основных направления - сюри-тэ, в
основе которого лежала шаолиньская школа, наха-тэ, созданная на базе
южнокитайских стилей, и томари-тэ, представлявшая собой комбинацию двух первых
стилей (слово "тэ" в переводе с японского означает "рука").
Мастеров высокого уровня на Окинаве было не так уж много, а задача стояла
трудная и серьезная - за минимально возможный срок подготовить максимальное
количество умелых бойцов. Именно это и определило своеобразие "окинава-тэ" -
искусство "окинавской руки". Хотя, больше всего в окинава-тэ ценилось хорошая
техника и физическое развитие бойца, а не философия и самопознание. Из китайской
техники были отобраны наиболее эффективные приемы боя, которые стали базой
окинава-тэ. Тренировки проводились в основном по ночам, в горах и лесах. Ударные
части рук и ног доводились до такого состояния, что удары кулака или ноги
убивали облаченного в доспехи самурая, разваливали его шлем и панцирь. В
современном карате-до сохранились формальные упражнения (ката), в которых
выполняющий их демонстрирует бой против одного или нескольких человек с мечами.
Кстати, в бою восставшие применяли не только кулаки и ноги. Грозным оружием в их
руках стали сельскохозяйственные орудия. Упражнения с этим нетрадиционным
оружием окинава-тэ и сегодня изучаются в карате-до (кама, нунчаку, бо, джо).
С
разгромом восстаний, на который у самураев ушло около ста лет, окинава-тэ не
исчезло, оно продолжало развиваться, обогащаться новыми приемами. Некоторые
мастера продолжали ездить за знаниями в Китай, приезжали на Окинаву и китайские
мастера - так, в сер.XVIII века здесь побывал китаец Кушанку, который познакомил
желающих со своим стилем. В честь его названо одно из ката.
Постепенно занимающихся окинава-тэ становилось все меньше, особенно когда оно
утратило прикладное значение, но, даже лишившись широкой популярности, школа все
равно продолжала совершенствоваться.
В конце
XIX века Окинава официально была признана японской провинцией, и ее жители
призывались в армию так же, как и японцы. На призывных пунктах стали замечать,
что что окинавцы, занимавшиеся рукопашным боем (хотя их было не так уж и много),
выгодно отличались от остальных призывников атлетическим сложением и
пропорционально развитой мускулатурой. И в 1902 году министерство образования
Японии приняло решение о включении окинава-тэ в школьную программу как
универсального средства японского воспитания. Так началось знакомство японцев с
окинава-тэ - ведь до этого лишь единицы были знакомы с ним, например несколько
морских офицеров, которые, находясь на Окинаве, могли понаблюдать за
тренировками.
http://www.kakuto.h1.ru