Происхождение нинджитсу, относящееся приблизительно к
500-300 гг. до н. э., связывают, как и большинство восточных искусств боя, с
китайскими источниками. В исследовании его часто ссылаются на интересную главу о
методах шпионажа, включенную в древний трактат «Искусство войны», написанный
легендарным китайским военачальником Сунь Цзы. В английском языке не существует
точного термина, который бы однозначно определил это искусство или науку или бы
в точности описал его главных действующих лиц, пресловутых ниндзя. Одним из
переводов термина нинджитсу может быть «искусство тайны»; этот перевод в
основном и используется в доктрине буджитсу. Это определение, однако,
соответствует лишь одной из многих характеристик и функций нинджитсу -
таинственности, то есть созданию и поддержанию ауры загадочности.
Функции ниндзя можно описать в общем как способность
скрытного проникновения во вражеские расположения, проведения различных актов
саботажа или физического устранения и благополучного ухода после выполнения
своей миссии.
Проникновение во вражеские центры и замки породило особую
подспециализацию нинджитсу, известную как тоири-но-джитсу, тогда как
проскальзывание сквозь вражеские оборонительные линии во время открытых боевых
действий или тревоги стало называться чикаири-но-джитсу. Действия, совершаемые
ниндзя после успешного проникновения в стан врага, были столь же разнообразными,
как сами военные или стратегические обстоятельства. Эти действия или акты можно
подразделить на три основные категории: сбор информации посредством шпионажа и
вся сопутствующая этой цели деятельность; убийства, подрывная деятельность и
разрушение вражеских оборонительных сооружений; действия на поле боя, включая
проведение самых разнообразных боевых операций, от непосредственных поединков до
нападения из засад (как на безоружного противника, так и на любого воина в
полном комплекте доспехов).
Ниндзя часто выступали наемниками, продававшими свои услуги
шпионов, убийц, поджигателей и террористов крупным и мелким правителям Японии
феодальной эры. Когда возникала необходимость в «бесчестном» действии, заказчик,
благородный воин, который должен был только открыто встречаться с врагом в
соответствиями с требованиями своей профессии, часто обращался за помощью не
лично, а через посредников. Крупные организации семей ниндзя,
специализировавшиеся в выполнении подобных заданий, продавали свои услуги за
очень высокую плату.
В качестве шпионов, как сообщается, ниндзя впервые оставили
свой след в истории в шестом столетии, выполняя поручение представителя
королевских кровей принца-регента Шотоку (574-622 гг.). Часто они нанимались и
воинственными горными монахами, знаменитыми ямабуси, сражавшимися одновременно и
с имперскими силами в конце периода Хейан, и с поднимавшимся и набиравшим силу
военным классом (буке). Сильные гильдии ниндзя прочно обосновались в Киото,
которым они по существу и правили по ночам, образуя собственные школы и открывая
новые, пока в период Камакура число только основных боевых центров не достигло
по меньшей мере двадцати пяти. Большая их часть была сосредоточена в провинциях
Ига и Кога, и различным лидерам, стремившимся контролировать центральное
правительство, то и дело приходилось любыми возможными средствами разгонять
устрашающие концентрации опасных бойцов. Ода Нобунага, например, бросил против
Сандаю в Уено сорокашеститысячную армию, уничтожив четыре тысячи ниндзя.
Последнее глобальное участие этих бойцов в сражениях произошло, по-видимому, в
войне Симабара (1637 г.) против сорока тысяч восставших христиан на острове
Кюсю.
С приходом к власти клана Токугава и образованием жестко
регламентированного полицейского государства небольшие группы ниндзя повсеместно
использовались представителями всех классов против членов других классов и даже
внутри класса отдельными индивидуумами против неугодных им собратьев по клану.
Кроме того, ниндзя были важными звеньями широкой шпионской сети, раскинутой
сегуном для контроля императорского двора и влиятельных провинциальных
помещиков. Ниндзя провинции Кога, например, были известны по всей Японии как
секретные агенты клана Токугава, странствующие группы ниндзя проникали в ряды
воинов, участвовавших в локальных битвах, для подавления попыток мятежей и
расширения собственного территориального контроля. Отдельные помещики и
влиятельные члены других классов, например, купцы, также часто пользовались
услугами ниндзя, оставившими за собой непрерывную пятисотлетнюю историю интриг,
разрушений, убийств и других форм проявления насилия.
Семьи ниндзя представляли собой компактные ячейки,
являвшиеся составными элементами более крупных образований (в соответствии с
древней клановой традицией). Лидеры таких образований (джонин) составляли планы,
вели переговоры о сотрудничестве, оговаривали контракты и так далее, которые
затем претворялись в жизнь их ближайшими подчиненными (чунин) и агентами
(генин). Эти группы образовывали крупные гильдни с закрепленной за ними
территорией и специализированными обязанностями - каждая из которых ревностно
оберегалась. Крайне редко человек со стороны мог влиться в группу и стать ниндзя
- для этого ему нужно было родиться в семье ниндзя. Искусства, техники и оружия
каждой семьи, каждой группы хранились в строжайшем секрете и передавались обычно
только от отца к сыну с соблюдением всех необходимых предосторожностей.
Раскрытие тайн нинджитсу чужакам каралось смертью от рук ниндзя той же группы.
Смертью обычно заканчивалось и любое пленение, когда или сам пленник кончал
жизнь самоубийством, или это делал за него другой ниндзя, оставляя для допросов
бездыханное тело.
Книги и документы (торимаки), имеющие отношение к наследию,
искусству и техникам нинджитсу, таким образом, считались тайными семейными
сокровищами, и в обязанности каждого поколения входило бережно хранить их и
передавать следующему. В них содержались инструкции по техникам боя, с которыми
ниндзя должен был ознакомиться и в которых он должен был достичь совершенства
(включая и традиционные боевые искусства страны: стрельбу из лука, владение
мечом и копьем). Ниндзя, в свою очередь, хитроумно приспосабливали эти искусства
к собственным целям. Например, вместо длинного лука они использовали легко
разбираемый короткий лук, а телескопическое копье, вырастая на свою полную
длину, уже тем самым оказывало обезоруживающее влияние на противника. Члены
Кьюшин рю, школы нинджитсу, приобрели славу благодаря необычным методам владения
копьем (бисенто). Мечи и другие содержащие лезвия предметы часто наращивались
различными складывающимися шестами, к которым пристегивались цепи для быстрого
возвращения брошенного оружия; часто лезвия выбрасывались из рукояток при помощи
скрытых пружин, а сами орудия могли применяться как метательные в соответствии с
техниками сюрикенджитсу. Ниндзя также были искусными мастерами в техниках
иайджитсу, позволявших им выхватывать мечи и кинжалы с молниеносной скоростью.
Фудо рю, еще одна школа нинджитсу в феодальной Японии, считалась далеко
обогнавшей все остальные в развитии именно этой техники использования меча.
Ниндзя, однако, располагали еще и полным набором
собственного специализированного оружия для эксклюзивного использования, которое
имело свои специфические и совершенные способы применения. Духовые трубки, ножи
и крючки на веревках, удавки, различные шипы (тоники), медные кастеты (шуко),
широчайший ассортимент маленьких лезвий (сюрикен), таких как кинжалы, дротики,
диски, плоские звездочки и так далее - все это лишь небольшая часть их боевого
арсенала. Сюрикен, или так называемые «иглы», обычно связывались вместе
пятерками, и эти смертоносные снаряды могли выпускаться последовательно с
удивительной скоростью из любого положения, при любом освещении и с различных
дистанций. Способы метания сюрикен, собранные в систему, обрели статус
полноправного искусства (сюрикенджитсу). Даже представители военного класса, как
сообщается, изучали эти техники в надежде использовать свои короткие мечи
(вакизаши), кинжалы (танто) и ножи (такие как ко-гата-на и козука) на расстоянии
с максимальной точностью и эффективностью. Сюрикен могли выковываться в
звездоподобные диски со многими острыми концами, радиально отходящими от общего
центра. Иногда называемые шакен, эти заточенные звездочки обычно метались резким
движением кисти, сообщавшим им вращательный момент, и достигали своей цели
прежде, чем та успевала обратить внимание на грозящую ей опасность. Особую
известность приобрели цепи или шнуры с грузом на одном конце и обоюдоострым
лезвием - на другом (кьотетсу-шоге), которыми ниндзя пользовались с беспощадным
мастерством; на дорогах также часто можно было встретить на первый взгляд
безоружного пилигрима с невинным бамбуковым посохом, в котором, однако, были
спрятаны цепь с грузом на одном конце и свинцовая болванка на другом.
Умения ниндзя в проникновении на вражеские территории
(дома, замки, военные лагеря, отдельные комнаты и т.д.) базировались на знании
практической психологии и на мастерстве применения различных специальных
приспособлений (крюков на веревках, гибких лестниц, специальной обуви, наручных
шипов и т.д.), которые также могли использоваться в качестве оружия. Кроме того,
они обычно имели при себе дыхательные трубки и надувные кожаные мешки, что
позволяло им продолжительное время оставаться под водой и с относительной
легкостью преодолевать окружавшие замки рвы с водой, озера и болота. Часто
являясь по совместительству химиками (йоген), ниндзя с успехом пользовались
отравленными дротиками, выпрыскивавшими кислоту трубками, ослепляющими
гранатами, дымовыми бомбами и тому подобным, применяя на практике китайские
открытия в химии и взрывном деле и используя их в своих специфических нуждах.
После появления на островах португальцев в арсенале ниндзя появилось и
огнестрельное оружие. И это оружие, и колючие проволочные «ежи», которые они
разбрасывали за собой при отходе, использовались с целью избежать плена, сбить
со следа преследователей, задерживая, ослепляя, убивая, калеча или даже просто
удивляя их.
Среди методов безоружного боя, которыми владели ниндзя,
главная роль отводилась наиболее утилитарной и практической форме джиу-джитсу.
Школы нинджитсу, однако, также специализировались и в крайне специфических
способах боя, едва ли встречавшихся где-либо еще. Ниндзя из рю Гьокку, например,
слыли специалистами в применении пальцев рук против жизненно важных точек
человеческого тела. Их метод носит название юбиджитсу. Воспитанники рю Кото
специализировались в перела-мывании костей (коппо).
Из всего вышесказанного можно заключить, что ниндзя
действительно являлись опасными врагами, способными эффективно и безжалостно
противостоять практически любым методам вооруженного и безоружного боя. Их
контроль над собственным телом и мышечный потенциал были просто удивительными. В
дополнение к тренировкам в различных видах искусств, перечисленных выше, ниндзя
были способны взобраться на гладкие стены и скалы (конечно, с помощью
соответствующего оборудования), задерживать дыхание и замедлять сердцебиение в
случае осмотра их тел противником, спрыгивать с большой высоты (со стен и т.д.),
освобождаться от узлов и цепей, проходить и пробегать длинные расстояния,
оставаться в неподвижности несколько часов (и даже дней, как утверждают
некоторые авторы), маскироваться в тени, притворяться деревьями, статуями и тому
подобным, а также выдавать себя за представителей любого класса, свободно
передвигаясь, таким образом, по территории, находящейся под строгим контролем.
Их знание и применение практической психологии, как отмечалось выше, достигало
очень высокого уровня и включало, по некоторым свидетельствам, применение
жонглерства и даже гипноза (саимин-джитсу), что, возможно, и послужило базой для
многих удивительных подвигов ниндзя.
http://www.single-combat.ru/fight/useful/193/