Мягкость победит силу и зло
"Мягкость победит силу и зло" - эта древняя японская
формула школ дзю - дзюцу как нельзя лучше выражает его теоретическую
платформу. С научной точки зрения, дзю - дзюцу можно рассматривать как
средство воспитания отношений человека к окружающему миру и людям. Дзю - дзюцу
позволяет в процессе тренировок и постижения искусства нападать и обороняться,
использовать наиболее эффективные способы закалять свое тело и воспитывать
волю. Дзю - дзюцу представляет собой стройную систему побеждать, не затрачивая
больших физических усилий. Являясь самой универсальной системой боевого
искусства, дзю - дзюцу объединяет в себе все наиболее эффективные приемы как
при борьбе на средней и дальней дистанциях, так и при борьбе на ближней
дистанции и борьбе лежа. Выполнение приемов дзю - дзюцу основано на глубоком
понимании законов окружающего нас мира, физиологии и психологии людей. Некоторые
псевдомастера пытаются пробелы в своих знаниях заполнить мистическими теориями и
сказками из жизни великих мастеров, что зачастую приводит к искаженному
пониманию основополагающих принципов дзю - дзюцу . Поэтому хочется предостеречь
начинающих свой путь в боевом искусстве от его поверхностного изучения и
настроить их на вдумчивое и глубокое изучение техники, традиций и теоретических
основ дзю - дзюцу .
История.
Хотя истинный самурай никогда не расставался с оружием и
считал ниже своего достоинства сражаться голыми руками, если только он не
принадлежал к славному клану борцов сумо, знание основных приемов кэмпо без
оружия могло сослужить неоценимую службу на поле брани или в покоях дворца, куда
входить с мечом было строжайше запрещено.
Уже в эпоху раннего средневековья произошло размежевание
между спортивной борьбой и самурайским боевым единоборством, известным как
«рукопашный бой в доспехах» — ёрои кумиути.
Изобретение ёрои кумиути приписывается Сакаэда Мурамаро,
аристократу эпохи Нара, но в действительности это искусство старо, как сама
история войн. Канонизировано оно было впервые, по свидетельству Д. Дрэгера, в XV
в. школой Цуцумиходзан-ю. Расцвет ёрои-кумиути приходится на период,
предшествовавший появлению дзю - дзюцу , то есть на XI—XV вв. Техника борьбы,
рассчитанной на столкновение противников без оружия или с минимальным
количеством подручного оружия, была довольно примитивна и включала небольшой
комплекс захватов и бросков, позже перекочевавших в различные школы дзю - дзюцу
. Ключевым элементом в технике ёрои-кумиути был подход с последующим захватом,
при котором оба бойца стремились занять наиболее выгодную позицию (ёцу-гуми).
Важно было взяться за открытые места (руки, шею, суставные
соединения), где доспех смещением пластин не мог помешать проведению броска или
залома конечности. Не возбранялось, разумеется, использование ударов кулаком или
пинков, но о стальные доспехи, как правило, можно было скорее травмировать
собственную руку или ногу, чем нанести ущерб противнику. Большим подспорьем в
подобных столкновениях был простой обюдоострый нож кодзука, который обычно
крепился к ножнам большого меча или к поясу. Арсенал приемов ёрои-кумиути
объединял броски через спину, через грудь, через голову в падении, через бедро и
через колено, переднюю и заднюю подножку, несколько видов подсечек, а также
около десятка болевых замков на руки и ноги. Кое-какие приемы освобождения от
захватов были расчитаны на борьбу против двух нападающих.
Изобретатели ёрои-кумиути эффективно использовала все
особенности вооружения самурая. Так, например, при нападении сзади можно было,
взявшись за козырек шлема, ремешком задушить врага или затылочной частью того же
шлема переломать шейные позвонки. Металлическое кольцо для крепления колчана на
задней стороне панциря можно было рассматривать как удобную «рукоятку» при
броске.
В XVI в. при Тоётоми Хидэёси появились облегченные модели
доспехов конструкции знаменитого мастера Мацу-нага Хисасигэ. Нововведения были
связаны в основном с появлением огнестрельного оружия и ликвидацией всяких
гарантий «непробиваемости» панциря. В новом варианте панцирь приобрел вид чешуи,
состоявшей из тонких железных пластин. Такой доспех назывался гусаку. Его
уменьшенная разновидность, состоявшая только из набедренника, наголенников и
латных нарукавников, называлась «малый доспех» — когусоку. То же название
получила и разновидность боевого единоборства, предназначенная для самураев в
легком снаряжении и довольно близкая к настоящему дзю - дзюцу . Изобретение
когусоку связывается с именем Такэноути Хисамори. В июне 1532 г., как гласит
легенда, Такэноути явился во сне горный монах-отшельник и продемонстрировал пять
способов захвата и удержания врага с помощью болевых приемов. Тот же монах
объяснил спящему самураю преимущества легкого вооружения перед тяжелым в плане
подвижности и маневренности. С достопамятной ночи и ведет свое происхождение
ныне здравствующая школа дзю - дзюцу — Та-кэноути-рю.
Вообще японские системы рукопашного боя в течение веков не
раз меняли названия и фигурировали в исторических памятниках и документах как
явара, ва-дзюцу, тай-дзюцу, торитэ, коси-но мавари, хакуда, сюбаку, ку-миути и
пр.
Мимолетные упоминания именно о дзю - дзюцу (в другом
прочтении явара) — «искусстве мягкости, податливости» впервые встречаются в
рассказах памятника «Повести о ныне уже минувшей» («Кондзяку-моногатари», XI
в.). Вполне вероятно, что в ту пору уже существовали отдельные, весьма
малочисленные и строго засекреченные школы кэмпо при дворах феодалов и в
буддийских монастырях, которые были одновременно грозными крепостями с
гарнизонами, состоявшими из монахов-воинов — сохэй. Тем не менее можно с
уверенностью сказать, что в эпоху великих войн кланов Тайра и Минамото дзю -
дзюцу как система рукопашного боя, как вид кэмпо было известно самураям ничуть
не в большей степени, чем норвежским викингам или гвардии халифа Гарун
аль-Раши-да. В эпических повествованиях XIII в.— «Повести о доме Тайра» («Хэйкэ
моногатари») и «Повести о великом мире» («Тайхэйки»), густо насыщенных
батальными сценами, буси, как правило, выбивают противника из седла, затем
прыгают на него сверху и вполне ординарно стараются прирезать или задушить.
Хитроумные приемы ёрои-кумиути в массе своей были явно
континентального происхождения. Строго говоря, каждый новый взлет воинских
искусств в Японии был результатом прямых контактов с Китаем или Кореей. Навыки
обращения с различными видами холодного оружия (кроме лука) пришли к буси в
процессе оживленных дипломатических и торговых контактов с танским Китаем в VIII—IX
вв. Позже, когда контакты были в основном сведнуты из-за великодержавных
поползновений китайских императоров, опальные вельможи и полководцы, бежавшие за
пределы Поднебесной, нередко находили приют на Японских островах. В конце XIII
в. завоевательные походы Хубилая, широко использовавшего китайских солдат,
предоставили самураям ценных пленников, многие из которых владели теми или иными
стилями кэмпо (цюанъ-шу). Тогда же, видимо, многие крупные военачальники из
Южного Китая, долго сдерживавшие натиск монгольских орд, вынуждены были
эмигрировать в Страну Восходящего солнца. Японские авторы, склонные
преувеличивать оригинальность национальных видов кэмпо, подчас возводят
родословную некоторых рю к доисторическим (и сугубо мифическим, согласно
историческим данным) временам, единодушно замалчивая при этом фактор влияний.
Между тем не секрет, что сам термин дзю - дзюцу («искусство мягкости,
податливости»), широко применявшийся в китайских и корейских школах кулачного
боя, происходит от знаменитого изречения Лао-цзы о воде, одолевающей камень.
Другой термин — суба-ку,— обозначающий в некоторых источниках то же понятие,
происходит от корейской борьбы шубаку, с которой, по всей вероятности,
познакомились воины Хидэёси во время печально знаменитых походов на материк в
конце XVI в. В памятниках эпохи Токугава отмечается важная роль китайского
царедворца, мастера у-шу, Чэнь Юаньби-на в развитии дзю - дзюцу . Как уже
отмечалось, большинство школ дзю - дзюцу строили свои занятия не только и не
столько на отработке приемов без оружия, сколько на освоении приемов против
оружия с голыми руками и против оружия с оружием, то есть комбинированного
рукопашного боя.
Так, из сочетания кэн-дзюцу и дзю - дзюцу родились школы
Араки-рю (основана Араки Матаэмоном в начале XVII в.), Асаяма итидэн-рю,
Мусо-рю, Синсин-рю, Ёсин-рю, Кураку-рю, Итин-рю, Тэнсин синъё-рю
(синтезировавшая традиции Ёсин-рю и Син-но синдо-рю и прославившаяся такими
мастерами, как Минамото-но Масатори и Янаги Сэкидзай). Самурайский клан Курода
вошел в историю дзю - дзюцу благодаря заслугам Сасабара Сирод-заэмона,
основателя мощной школы Реи синто-рю (XVII в.), конкурировавшей впоследствии с
мастерами дзю-до, питомцами доктора Кано, на решающем турнире.
Большую роль в становлении современных воинских искусств,
дзю-до и аики-до, сыграли школы Кито-рю и Дайто-рю. Этот список можно было бы
продолжить, но простое перечисление имен и названий едва ли заинтересует
читателя.
Школы чаще всего ожесточенно соперничали друг с другом,
доказывая превосходство броска через бедро, подсечки опорной ноги или удара
кулаком в переносицу. Различия между ними заключались в постановке дыхания,
способах аккумуляции ки, базовых стойках и в преобладании той или иной группы
приемов: бросков с участием корпуса и бедер, бросков при помощи болевых заломов
рук, удушающих захватов или подсечек с подкатом, рубящих или тычковых ударов.
Однако общих черт было несравнимо больше, что позволило впоследствии создать на
основе дзю - дзюцу универсальные системы борьбы — дзю-до и аики-до.
В первой половине XX в. школы дзю - дзюцу на время
утратили популярность, уступив место новомодным веяниям в кэмпо. Умами японцев,
а затем и европейцев, американцев, африканцев завладели дзю-до, аики-до, каратэ.
Тем не менее традиции дзю - дзюцу не пресеклись, свято оберегаемые
немногочисленными подвижниками. Со временем, когда мода на новшества несколько
отошла, наметилась тенденция возврата к национальным японским духовным
ценностям, среди которых не последнее место занимало наследие дзю - дзюцу .
Джиу-Джитсу сегодня.
Сейчас термин Джиу-Джитсу во многом отождествляется с
фамилией Грейси - кланом бойцов из Бразилии, практикующими джиу-джитсу и активно
и успешно принимающими участие в боях без правил. Интересно, что, судя по
некоторым статьям, клан Грейси, фактически, является ответвлением системы
традиционного дзюдо.
На сниках - фрагменты боёв без правил с участием
представителей клана Грейси
Споры о принадлежности школы, вида к тому или направлению
единоборств велись и ведутся очень давно и безнадёжно. САМБО - это дзюдо или
чида-оба? Дзюдо - это джиу-джитсу или тайцзицюань? Айкидо - это борьба или
балет? Споры эти не имеют смысла, поскольку НИЧЕГО НЕ МЕНЯЮТ.
Джиу-джитсу - это принцип, изложенный в самом начале этой
статьи. Все виды борьбы в обязательном порядке используют этот прнцип. С этой
точки зрения, САМБО - это не японское дзюдо, это то, что было создано так же,
как дзюдо, но в СССР, дзюдо и айкидо - это направления джиу-джитсу, а само
джиу-джитсу - это просто принцип борьбы. Сколько было школ джиу-джитсу, не
известно никому, поскольку школа - это мастер, учитель, отдающий предпочтение
той или иной стороне единоборств. Все корни самурайских направлений единоборств
имеют общую основу - японский меч и войну, которыми изобилует история Японии.
SIN - дух, сознание, Gi - техника, и Tai - человек, его
способности. Айкидо концентрируется на развитии внутренней энергии и социальной
функции человека, дзюдо - на моральном и духовном аспекте, спортивные
направления - на развитии физических способностей и характера, но всё это
является частью одного целого - искусства рукопашного боя.
singitaj.d-pils.lv/jitsu1.htm