Как обычно, в тот день Окаяма Сиробеи вышел прогуляться по
заснеженному саду. Он не спеша шагал по запорошенным тропинкам, а мысли его были
далеко. Вот уже несколько месяцев, как он вернулся в родную Японию из Китая, где
неотрывно работал над созданием нового боевого искусства.
Внезапный порыв ветра отвлек его от глубоких раздумий. Он
взглянул на серое небо, на заиндевевшие кроны деревьев. Окаяма попытался было
вернуться к размышлениям, но внимание его привлек сухой треск - мощная, толстая
ветвь, не выдержав напора миллионов крошечных снежинок, беспомощно надломилась
и, гулко ударив о ствол, повисла, прильнув к дереву. Присмотревшись, Сиробеи
увидел, что такая же участь ждет еще несколько крупных ветвей. А тонкие ветки...
Тонкие почему-то были целы. И даже снега на них почти не было. Сиробеи застыл,
не замечая ни падавшего сплошной пеленой снега, ни холода, ощущая, что где-то
внутри рождается глубокая, очень важная мысль...
- Мягкость побеждает силу и зло! - воскликнул изумленный
собственным открытием Сиробеи и, только теперь почувствовав холод, поспешил в
дом.
С тех пор принципом его детища, названного впоследствии
джиу-джитсу, стало: поддаться, чтобы победить! А слова "ветка, не сломленная
снегом" стали поэтическим эквивалентом этого названия, самым красивым, точным и
глубоким его переводом...
В феврале этого года в Москве состоялся 10-й, юбилейный
чемпионат школы джиу-джитсу, которую возглавляет Иосиф Линдер, президент
Международного союза боевых искусств, ханши, 8-й дан по джиу-джитсу. Внимание
нашего журнала это событие привлекло по одной простой причине - многие мастера
этого японского вида единоборств являются одновременно инструкторами
Международной контртеррористической тренинговой ассоциации и тренируют наши
спецподразделения и правоохранительные органы. Более того, немало мастеров этой
школы сами служат в силовых структурах.
Чемпионат проходил в два этапа..В столицу приехало
несколько десятков единоборцев со всего бывшего Советского Союза: из Прибалтики,
Украины, Урала, Северного Кавказа, Поволжья, Западной Сибири, Санкт-Петербурга и
Москвы. После первого этапа чемпионата в финальной группе осталось 22 человека.
В финале оценивался уровень владения техникой данной конкретной школы. Техника,
в свою очередь, включает в себя разделы, которые должен пройти каждый участник
чемпионата:ката без предметов, взаимодействие двух невооруженных соперников и
большой раздел кобудо. В последнем используется традиционное оружие: меч -
катана, ножи, деревянное оружие, а также веревки - джиу-джитсу или ходзю-джитсу.
На чемпионате разыгрывалось пять комплектов медалей по
каждому из разделов. Кроме того, существовал и шестой комплект медалей - для
наставников, готовивших к чемпионату своих учеников. По существующей в
джиу-джитсу практике в подобных турнирах могут выступать бойцы, имеющие дан не
выше третьего. С четвертого дана вступает в силу иной подход: мастера оценивают
уже по его ученикам. И в этом, безусловно, есть глубинный, философский смысл -
мастерство должно прирастать не только обогащением знаний и утончением техники,
а способностью передать секреты своего искусства тем, кто будет его развивать в
дальнейшем. В этом - непрерывная связь поколений, в этом жизнь боевого
искусства.
Судили чемпионат, помимо Иосифа Линдера, еще три мастера
джиу-джитсу, каждый из которых имел дан не ниже пятого - таковы правила
судейства. Завершая тему иерархии, мастерства, замечу, что мастер шестого дана
имеет право на свой собственный стиль.
Судьи, внимательно следившие за выступлениями единоборцев,
так или иначе были связаны с правоохранительными структурами. Капитан Александр
Арбаджиев отвечает в московском ОМОНе за боевую и специальную подготовку. Он
привез на чемпионат трех своих учеников, трех лейтенантов, являющихся его
боевыми коллегами в отряде милиции особого назначения, - Алексея Каверина,
Александра Колычева и Сергея Серегина. Все трое выступили прекрасно: Сергей
Серегин занял по итогам чемпионата 1-е место, а Александр с Алексеем поделили
2-е. Интересно, что Сергей Серегин и Александр Колычев пришли в джиу-джитсу из
самбо. Оба в свое время закончили широко известную московскую спортивную школу
"Самбо-70". Высокие места, занятые на этом чемпионате, еще раз подтверждают тот
факт, что традиционное японское боевое искусство оказалось достаточно близко по
технике нашему родному, отечественному виду борьбы.
Многие зрители, наблюдавшие за ходом чемпионата, хоть и не
были искушены в знании тонкостей боевого искусства, сопровождали восхищенными
взглядами и аплодисментами выступления молодых лейтенантов - будь то ката или
парная демонстрация техники. Настолько отточенными, наполненными внутренним
напряжением, силой и красотой выглядели их движения. Это же отметили для себя и
судьи. Только они пользовались для оценки действий выступающих формулой "Красота
- критерий правильности".
Другой судья, Игорь Грядунов, не так давно был сотрудником
отдела по охране дипломатического корпуса и тоже привез на чемпионат своего
ученика. Точнее, ученицу. Татьяна Романова является инструктором в московском
клубе "Сокол". Она выступила прекрасно, оставив почти всех единоборцев-мужчин
позади себя, и поделила первое место с Сергеем Серегиным.
Третье место заняли Дмитрий Захаров и Александр
Лапушанский. Обоим парням по 17 лет, однако они показали высокий уровень
мастерства для своего еще достаточно юного возраста. Наставником у них является
Юрий Сафонов, который еще недавно служил в новороссийском УВД в должности
инструктора по боевой и специальной подготовке.
Если же заканчивать тему мастеров джиу-джитсу, связанных с
правоохранительными структурами и приехавших на этот чемпионат, то в этом плане
можно отметить Артура Дзитоева. Майор налоговой полиции Республики Северная
Осетия - Алания, до этого несколько лет служивший в МВД, тоже привез на
юбилейный турнир своих учеников. Все они, хоть и не добились высоких призовых
мест, тем не менее показали достаточно хорошее владение техникой, а главное -
порадовали яркими выступлениями зрителей.
По окончании многочасового испытания лучшие единоборцы,
кроме заслуженных медалей, получили от президента Международного союза боевых
искусств Иосифа Линдера ценные призы и не менее ценные замечания о своих
выступлениях.
Наши коментарии
Джиу-джитсу, одно из древнейших японских боевых искусств,
история которого насчитывает не одно столетие, по сути, является колыбелью
многих наших видов борьбы – дзюдо, айкидо, каратэ. Его нельзя прочитать, как
книгу. Овладеть своим телом и духом можно только с помощью многолетней работы.
Мастер боя – мастер жизни, говорили на Востоке.
Особенностью этого вида единоборства является бросковая
техника (в этом оно очень близко нашему самбо, в том числе и его прикладному
варианту – боевому) и силовое воздействие на суставы человеческого тела. Ударная
же техника, является также немаловажной составляющей, служит в основном для
того, чтобы, остановив соперника, подготовить момент для броска, выведения из
равновесия и проведения болевого или удушающего приема. Отдельный раздел
джиу-джитсу посвящен технике владения предметами и холодным оружием. Это
значительный пласт боевого искусства носит название кобудо.
До революции джиу-джитсу было распространено в тогдашних
силовых ведомствах России – долгие годы оно являлось секретным боевым оружием,
которым владели офицеры армии, полиции, контрразведки. Основоположником русского
джиу-джитсу был Василий Ощепков, сын политкаторжан, который в конце прошлого
века попал в русскую миссию в Японии. Именно там он увидел и стал постигать этот
вид боевого искусства, получив в Стране восходящего солнца 2-й дан. Уже в самом
начале XX века, в 1902-1903 годах, жандармский корпус в России раньше других
принял на вооружение японское единоборство.
Русско-японская война дала сильнейший толчок к развитию
джиу-джитсу в России. Приезжавшие с той войны рассказывали леденящие кровь
истории о том, как мастерски владеют японские солдаты смертельными приемами. При
этом вспоминались страшные случаи, когда безоружный японец одними руками убивал
по нескольку русских солдат, выламывая им суставы, ломая позвоночник, а
владевший штыком – оставлял вокруг себя гору кровавых тел.
Революция, как ни странно, не поглотила джиу-джитсу. И уже
в советской России школа японского боевого искусства была на очень высоком
уровне. Стоит вспомнить лишь один случай, когда в Москву на спартакиаду в 1926
году приехали представители "Союза немецких рабочих", чья школа джиу-джитсу
считалась одной из лучших в Европе. Немцы планировали победить легко и без
напряжения, однако все оказалось наоборот. Они с треском проиграли 11 поединков
и лишь один смогли свести вничью. Но к середине тридцатых годов джиу-джитсу
оказалось под запретом как "чуждое явление" для советской деятельности. А
основоположник его в России – Василий Ощепков – был репрессирован в 37-м году со
стандартной формулировкой "враг народа".
Снова джиу-джитсу появилось в нашей стране только в 80-х
годах. Именно тогда Иосиф Линдер вернул это древнее японское боевое искусство в
СССР. Приятно, что число его поклонников, для которых оно не просто хобби, а
смысл жизни, становится все больше.
Александр Лебедев
http://imau.ictta.ru/art_br051999.html