2.6. Основные методы спортивной подготовки борцов джиу-джитсу
В спортивной подготовке используются различные методы воспитания, обучения и
тренировки. Эти методы определяют способы, приемы и организацию выполнения
упражнений, заданий, требований. Цель любого метода - обеспечивать наибольшую
эффективность используемых средств для достижения поставленных задач. Один из
основных методов - это упражнение, реализуемое тремя его разновидностями:
повторным методом, игровым и соревновательным.
Повторный метод. Основная цель повторного метода - выполнять движения,
действия, задания определенное число раз, стараясь придерживаться требуемой
формы и добиваясь совершенствования их выполнения. В зависимости от целей и
задач этапа подготовки можно использовать повторный метод в разных вариантах,
различающихся по характеру и величине проявляемых усилий (максимальный,
умеренного воздействия и т.д.), по характеру повторности (повторный,
интервальный и т.д.), по составу упражнения (целостный, расчлененный и т.д.).
Повторный метод широко используется в спортивной подготовке борца джиу-джитсу.
Основными являются два вида упражнений: учикоми и ката.
Учикоми - многократное повторение приема или отдельных элементов приема как с
партнером (учикоми гейко), так и без партнера (тандеку реншу). Если учикоми
выполняется с партнером без броска на татами, такое выполнение носит название
бутсукари.
Для выполнения учикоми гейко необходимо не только отрабатывать отдельные фазы
приема, но и моменты слияния двух фаз. На начальных стадиях изучения технических
действий для отработки техники передвижений, поворотов, защит, бросков и ударов,
а также для разминки рекомендуется выполнять тандеку реншу (упражнения без
партнера). Выполнять упражнение следует как в правую, так и в левую сторону.
Ката - формализованное выполнение приемов в заранее известных условиях. Термин
"ката" можно использовать также для обозначения показательного исполнения
приемов. Выполнение и разучивание ката можно проводить как полностью (выполнение
последовательно всех входящих в ката приемов), так и поэлементно (многократное
выполнение отдельных приемов, входящих в ката). На начальной стадии предпочтение
отдается второй форме. Особенно необходимо выполнение ката для отработки
правильности позиций и передвижений, поворотов и захватов. Скорость выполнения
ката при показательных выступлениях строго регламентируется.
При обучении технике джиу-джитсу повторным методом необходимо соблюдать
следующие основные требования:
1. Во время упражнения строго контролировать правильность позиции ученика.
Только выполняя это требование можно добиться эффективного выполнения техники и
устойчивого равновесия.
2. Добиваться достижения учеником концентрации в нужный момент времени и в
нужной точке пространства, что дает возможность полного контроля своих действий.
3. Добиваться при выполнении упражнений и технических действий правильного
дыхания (каждой фазе технического действия должна соответствовать определенная
фаза дыхания).
Игровой метод. Движения, действия, задания, выполняемые с учебной,
воспитательной и тренировочными целями в форме игры позволяют сохранить интерес
в процессе занятия, особенно у юных спортсменов. В спортивной подготовке борцов
джиу-джитсу можно использовать выполнение отдельных заданий в подвижных играх ,
элементы спортивных игр и спортивные игры в разных вариантах.
Соревновательный метод. Упражнения и задания выполняются в виде
состязаний, вызывающих проявление резервных сил и возможностей, воспитывающих
бойцовские качества, создающих психологическую подготовленность.
Соревновательные методы незаменимы при необходимости выбрать наилучшие из
нескольких вариантов решения одной и той же задачи (разные способы подготовки
атакующих действий, тактические комбинации и др.). В подготовке борца
джиу-джитсу одним из соревновательных методов является рандори - совокупность
свободных действий (приемов) в условиях, приближенных к реальной борьбе.
Используются следующие виды рандори:
1. Какари гейко - борьба с односторонним нападением с частичным или полным
сопротивлением противника (уке). Уке не имеет права атаковать и контратаковать.
Задача нападающего (тори) - пробиться через защиту уке и вывести его в
невыгодное положение. На начальных стадиях подготовки (1-2 год обучения)
рекомендуется ограничивать тори единичной атакой. После каждой атаки уке и тори
возвращаются в исходное положение и начинают борьбу вновь.
2. Якусоку гейко - борьба с частичным сопротивлением противника в заранее
заданной ситуации.
3. Дзю гейко - свободные схватки при произвольном движении противников.
Можно применять и другие формы, например:
Суто-гейко - технически лучше подготовленный ученик принимает без сопротивления
или с незначительным сопротивлением атаки своего соперника, разрешает ему
проводить приемы, исправляет в процессе борьбы ошибки атакующего.
Кумиката-рандори - тори старается применить лучший прием индивидуальной техники.
Цель тори - навязать сопернику свой прием, привести его в тактически невыгодное
положение. Упражнение проводится с различными партнерами, время работы с одним
партнером не должно превышать 2-3 минуты.
Все варианты рандори могут применяться для отработки приемов как в комплексе,
так и для отработки отдельно техники бросков, защит, ударов, захватов.
Можно порекомендовать следующую последовательность в обучении приемам
джиу-джитсу: каждый прием отрабатывается сначала в учикоми, затем в ката, а
затем в якусоку-гейко и дзю-гейко. Особое внимание необходимо уделять отработке
ударов и бросков во взаимосвязи с защитами, выполняя разнообразные связки из
этих технических действий.
Только использование всех методов спортивной подготовки в правильно выбранном
соотношении может дать оптимальный результат.
http://www.ju-jutsu.ru/rules/