2.5. Основные принципы спортивной подготовки борцов джиу-джитсу
Японскими мастерами были определены три основные составные части подготовки: "син"
(внутренний, духовный элемент), "тай" (элемент физической подготовки) и "ги"
(элемент технической подготовки). Все три элемента составляют единое целое и
символически изображаются в виде треугольника, в основании которого находятся
элементы "тай" и "ги", а в вершине - духовный элемент "син" (Рисунок 1).
"Каждое движение начинается в душе, откликается в импульсе
воли и реализуется физической силой через подготовленные технические действия",
- эта древняя формула, лежащая в основе изучения боевого искусства джиу-джитсу,
свидетельствует о том, что без гармонии всех трех элементов нельзя достигнуть
максимального результата. Пробел в любом направлении свидетельствует о
неподготовленности и должен быть скорейшим образом восполнен.
Обучение джиу-джитсу происходит посредством постоянной многолетней тренировки
под руководством опытных тренеров и преподавателей.
Тренировка - сложный, многосторонний процесс, в котором действуют закономерности
как общего, так и специального характера. Этот процесс осуществляется на основе
определенных принципов, правил, научных и методических положений. Соблюдение
нижеизложенных принципов является основополагающим моментом всей спортивной
подготовки.
Принцип сознательности: определяет сознательное отношение спортсменов к
своей подготовке, ясное и отчетливое понимание цели, задач, средств, методов
тренировки. Предусматривает воспитание и особенно самовоспитание способности
концентрировать, усиливать и направлять мысли и сознание на волевые и физические
действия, на выполнение спортивных упражнений.
Принцип активности: определяет важнейшую роль самостоятельности
спортсмена в практической реализации системы подготовки.
Принцип специализации: этот принцип указывает, что объективно необходимым
условием для высших достижений является сосредоточение времени и сил на
избранном предмете спортивных занятий. Специализированная направленность должна
придаваться овладению техникой и тактикой, воспитанию волевых качеств,
приобретению общего физического развития и т.д. Однако спортивная специализация
является односторонней только по цели, путь к которой проходит через применение
многих разнообразных упражнений и воздействий, через реализацию принципа
всесторонности.
Принцип всесторонности: определяет необходимость всестороннего развития
спортсмена, включая высокий моральный и культурный уровень, разносторонние
волевые качества, физическое совершенство в целом. Специфика джиу-джитсу
заключается в том, что от ученика требуется не только отличное знание техники,
но и глубокие разносторонние теоретические и философские знания.
Принцип системности: определяет системный подход к спортивной подготовке
- последовательность освоения базовой техники, теоретических и практических
знаний, соответствующие этапу подготовки, возрасту, квалификации спортсмена
методы и способы тренировки, многоуровневый и оперативный контроль результатов и
т.д.
Принцип возрастающих нагрузок: правильное использование нагрузок и
воздействий в процессе подготовки спортсменов основывается на принципе их
возрастания. Этот принцип определяет четыре пути возрастания нагрузок, которые
используются в зависимости от этапа подготовки, возраста и квалификации
спортсмена:
- Постепенный
- Скачкообразный
- Ступенчатый
- Волнообразный
Принцип повторности и постоянности: определяет, что
все многообразные задачи спортивной подготовки решаются через повторное
выполнение упражнений, технических действий, заданий, тренировочных работ и
занятий, соревновательных стартов и т.д. Повторение тренировочных и
соревновательных нагрузок органически связано с интервалами времени между ними и
с восстановительными процессами в организме спортсмена. При этом число
повторений и нагрузок в них, цель, характер и продолжительность интервалов
зависят от задач, средств и методов подготовки, а также связаны с этапом
подготовки, возрастом и квалификацией спортсмена. Рост мастерства зависит от
многолетнего и постоянного участия в тренировках.
Принцип разнообразия и новизны: определяет включение в подготовку
спортсменов отличающихся от обычных по форме и содержанию упражнений,
сохраняющих вместе с тем направленность на решение задач общей и специальной
подготовки применительно к джиу-джитсу. Это также дает отдых для психической
сферы, устающей от привычного фона занятий, усиливает воздействие всех
применяемых средств и методов.
Принцип наглядности: этот принцип не должен пониматься упрощенно, только
как показ. Он предусматривает создание точного и полного представления о
движении, тактике, манере поведения и соответствия выполнения этих действий
представленной модели. Наглядное представление создается на разной основе и
зависит от возрастных особенностей восприятия, квалификации и индивидуальных
особенностей спортсмeна. Например, в детском возрасте преобладает восприятие
посредством зрения и двигательного копирования. Позже большее значение
приобретает объяснение словами теоретических основ.
Принцип индивидуализации: предусматривает индивидуальный подход к каждому
спортсмену и реализует педагогический принцип доступности. На тренировке перед
спортсменом необходимо ставить посильную задачу, учитывая его возраст,
квалификацию, этап подготовки. Выполнение такой задачи вызывает уверенность в
своих силах и стремление к выполнению более сложных задач.
http://www.ju-jutsu.ru/rules/