2. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
2.1. Исторические сведения
Джиу-джитсу является одной из наиболее древних систем единоборств Японии.
Джиу-джитсу - вид боевого искусства, который имеет глубокие корни и впитал в
себя наиболее рациональные элементы традиционных видов боевых искусств народов
Востока (Японии, Китая, Кореи, Монголии и др.).
Пожалуй, наибольшее влияние на формирование джиу-джитсу оказали китайские боевые
искусства, развитие которых непосредственно связано с развитием древней военной
науки и вооружения.
Согласно древней легенде, японский врач Акаяма Сиробеи, живший в ХШ веке
недалеко от Нагасаки, долгое время изучавший в Китае способы врачевания и
познакомившийся там же с китайским боевым искусством кемпо, обучил по
возвращению в Японию несколько своих учеников приемам защиты и атаки на
жизненные точки. Но еще долго Акаяма не мог ответить на вопрос, - каким образом
противостоять грубой силе, как, подвергаясь нападению, сохранить инициативу в
бою. Легенда утверждает, что, размышляя над этим, Акаяма вышел в сад. Ветви
деревьев гнулись под снегом. Вот раздался хруст, и сломалась ветка ели, не
выдержав тяжести, но рядом ветка ивы наклонилась до земли, сбросила снег и снова
выпрямилась. "Сначала поддаться, а потом победить", - этот сформулированный
Акаямой принцип лег в основу всех японских систем боевого искусства,
объединившихся в конце ХУ века под общим термином джиу-джитсу (в другом
произношении - дзю-дзюцу, "дзюцу" - в буквальном переводе "сноровка",
"искусство"). Ученики знаменитого медика основали школу джиу-джитсу под
названием Иосин-рю, что в переводе означает "школа сердца ивы".
Техника джиу-джитсу бурно развивалась в феодальной Японии ХУ1-ХУП веков. В 1532
году Такэноути Хисамори систематизировал всю имеющуюся в Японии технику школ
джиу-джитсу и боевых приемов сумо и развил свой стиль - Такэноути (в Японии
принято было в то время называть школы по имени инструктора или местности, где
она располагалась). Школа Такэноути впитала в себя все лучшие достижения
единоборств, и, кроме того, впервые в Японии была разработана достаточно
стройная методика обучения джиу-джитсу.
В 1558 году китаец Чан Юань Бинь обучил японских инструкторов джиу-джитсу Фукуно
Масакатсу, Миура Иоситатсу и Исокан Дзиродзаимон приемам кемпо (искусство
кулачного боя) стиля Цуань-шу (по-японски - какутен-дзюцу), известного также под
названием кайко.
Фукуно впоследствии развил этот стиль, обогатив его приемами национального
японского джиу-джитсу в своей школе Шинто-рю Вадзюцу, а его ученик Абараги
Матаэмон основал школу Кито-рю (по некоторым источникам, школа Кито-рю была
основана только в 1670 году инструктором Тэрада Канэмон).
В 1650 году Сэкигути Ясугокоро из Кисю создал школу Явара и начал обучать своих
учеников специальным приемам страховки и самостраховки, он же ввел в джиу-джитсу
новую форму тренировки - вольные схватки (рэндори).
Джиу-джитсу изучалось в специальных учебных заведениях для самураев. Большое
значение придавалось развитию интеллекта учащихся. Занятия по совершенствованию
техники в школах джиу-джитсу перемежались с занятиями по укреплению воли и духа.
Каждая школа вырабатывала свой церемониал проведения занятий и соревнований.
Большое влияние на формирование методики воспитания в японских школах оказывали
идеи синтоизма, дзен-буддизма и конфуцианства.
Каждая из школ имела свою направленность; приемы, как правило, записывались в
специальные книги "денсе", передаваемые из поколения в поколение по наследству.
В ХУШ-Х1Х веках с развитием огнестрельного оружия система боевого искусства
джиу-джитсу потеряла свою значимость. Школы борьбы стали приходить в упадок.
Необходимо было вдохнуть в джиу-джитсу новые идеи, тем самым дать новый толчок к
его развитию. Человеком, который сумел сформулировать и развить эти идеи, был
мастер джиу-джитсу и основатель дзюдо, выдающийся педагог, просветитель и тренер
- Кано Дзигоро (1860-1938 г.г.).
Кано вырос в обедневшей самурайской семье, однако его отец довольно успешно
занимался торговле и составил приличное состояние. С детства Кано не отличался
завидным здоровьем и силой, что натолкнуло его на решение поступить в школу
джиу-джитсу к одному из знатоков древнего искусства Яге Тайноске. После учебы у
Яге Тайноске 17-летний Кано был рекомендован в главную школу Тенсин-синье-рю к
наставникам Фукуда Хатиноске и Исо Масатоми. Основной направленностью этой школы
были болевые приемы, удары по болевым точкам, удушения и т.д. Основным методом
тренировки был принят рэндори. Более двух лет Кано посвятил занятиям в этой
школе, и после смерти своих наставников, как лучший ученик, унаследовал все "дансе"
мастера Исо Мисатеми с описанием приемов школы. В 1881 году Кано приступил к
занятиям в школе совершенно другого направления - Кито-рю, где основное внимание
уделялось технике бросков, ученики изучали сложнейшие ката. Около двух лет
занимаясь в этой школе, Кано стал лучшим учеником, и старший наставник школы
Дзикубо Тсунитоси вручил ему диплом мастера школы Кито-рю.
В 1882 году Кано открывает в помещении синтоистского храма Эйсходзи свою школу
Кодокан ("дом постижения пути"). Зал борьбы - додзе в храме Эйсходзи представлял
собой помещение размером 4х5 метров (12 татами). Еще в течение 5 лет со своими
учениками (первый год у Кано было 9 учеников) Кано уточняет и дополняет свою
систему, которую он называет дзю-до ("мягкий путь"). Он много ездит по стране,
совершенствуя и обобщая опыт, накопленный различными школами джиу-джитсу.
Нельзя не отметить огромный вклад, внесенный в современные школы джиу-джитсу
мастерами айки-дзюцу, искусство которых восходит к древнему периоду Японии Х-ХУ
веков. Развитие его проходит в среде самураев самого знатного происхождения
кланов Минамото, Такэда и Айдзу. Наибольшие заслуги в сохранении этих приемов
принадлежат одному из духовных наставников клана Айдзу Сайго Таноме Тикамасе
(1829-1905 г.г.). В период реформации самурайства (революции Мейдзи) Сайго
Таноме сохранил многие традиции и технические приемы айки-дзюцу, дошедшие
благодаря ему до нашего времени и широко используемые в техническом арсенале
многих современных школ джиу-джитсу. Впоследствии преемники Сайго Таноме -
мастера Сокаку Такеда и его сын Такимуне Такеда - открыли на Хоккайдо школу
Дайто-рю, техника которой, как считают специалисты, легла в основу современного
айкидо, созданного в 1938 году японским мастером Морихеи Уэсиба.
Свой вклад в развитие современных школ джиу-джитсу внесли и такие известные
школы как Есин-рю, Хакко-рю, Реи-синто-рю и др.
Сегодня искусство джиу-джитсу получает как бы второе рождение, и, несмотря на
то, что для достижения ощутимых результатов требуется продолжительная и
настойчивая работа, все больше и больше любителей боевых искусств увлекаются
этим древним видом японской борьбы. Кроме того, учитывая, что джиу-джитсу - это
система приемов, предназначенных для защиты как от безоружного противника, так и
от вооруженного, этот вид боевого искусства находит широкое применение при
подготовке спецподразделений МВД, полиции, служб безопасности, армии и флота.
От простого к сложному, от изучения простейших принципов джиу-джитсу к пониманию
его духа и основ мироздания - вот путь, по которому должен идти каждый, кто
увлекается этим видом боевого искусства.
http://www.ju-jutsu.ru/rules/