Термин "Джиу-джитсу" (иное произношение - "Дзю-дзюцу")
появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя без
оружия и с так называемым "подручным" оружием.
|
Джиу |
легко
уступчиво
нежно |
Джитсу |
искусство
способ |
Он состоит из двух слов. Слово "дзю" или "джиу" означает
"мягкий, гибкий, податливый, уступчивый", а "джитсу" или "дзюцу" переводится как
"техника, способ". Итак, "Джиу-джитсу" - это "мягкая, или податливая техника".
Однако речь идет не об обмене нежными ласками. Приёмы Джиу-джитсу могут
показаться какими угодно, но только не мягкими или нежными. Данное понятие
метафорично. Его следует понимать таким образом, что мастер Джиу-джитсу уступает
натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, а тогда обращает
действия врага против него самого. Разъясняя главный принцип Джиу-джитсу
("поддаться, чтобы победить"), наставники прибегают к выражениям вроде того, что
"ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его" и что "гибкая
ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным".
Предшественники Джиу-джитсу
Предшественниками Джиу-джитсу были различные виды
самурайского боевого единоборства в доспехах. Среди них наиболее известны
системы "ёрой куми-учи" и "коси-но-мавари", расцвет которых пришелся на XI-XV
века. Их технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них,
броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с кинжалом. Удары
применялись ограниченно, т.к. легче было травмировать собственную руку о латы,
чем поразить врага. Но по мере распространения и совершенствования
огнестрельного оружия доспехи сначала стали делать облегченными, а потом от них
отказались совсем. Это позволило включить в указанные системы большое количество
тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам ("атэ-ми-вадза").
Первые школы Джиу-джитсу
Считается, что первую школу рукопашного боя в легком
снаряжении ("когусоку"), близкую к технике современного Джиу-джитсу, основал в
1532 году Такэноучи Хисамори в городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть
века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин,
выдающийся мастер "циньна" (или "шинь-на"), китайского искусства захватов,
болевых приемов и бросков. В 1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи
школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и
монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Ёситацу, Фу-куно
Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы Джиу-джитсу:
Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю.
В конце XVI и в первой половине XVII веков, когда доспехи,
даже облегченные, окончательно вышли из употребления, школы Джиу-джитсу
возникали одна за другой. К 1650 году их насчитывалось более 400. Наиболее
крупными среди них, помимо названных выше, были Арагаки-рю, Асаяма итидзэн-рю,
Кито-рю, Косин-рю, Кураку-рю, Ёсин-рю, Мусо-рю, Рёи синто-рю, Син-но синдо-рю,
Синсин-рю, Тэнсин синьё-рю, Ягю-рю и некоторые другие.
Исо Мутаемон - легендарный мастер Джиу-джитсу
Исо Мутаемон - одна из самых известных фигур в истории
Джиу-джитсу - родился в 1800 г. В 15 лет он прибыл в Токио (тогда назывался Эдо)
с целью найти учителя рыцарского ремесла. После многочисленных мытарств он попал
в школу, которую вел Орибэ Хитоцуянаги, продолжавший традиции Ёсин-рю. Здесь он
обучался около 7 лет, вплоть до смерти учителя. Потом опять блуждал в поисках
самой лучшей школы и в конце концов попал к Хомму Дзёэмопу, который обучал
Син-но-синдо-рю. Несколько лет спустя он решил оставить учителя и основать
собственную школу. Но вначале отправился в "мусасюгё" - путешествие по различным
додзё в храмах с целью проверить свои приемы в борьбе с другими мастерами и
усвоить науки, интересующие его.
Однажды в селении Кусацу в провинции Оми он увидел, как
несколько вооруженных разбойников намереваются ограбить сильно выпившего
самурая. С помощью своего ученика Нисимури он легко справился с головорезами, не
зная, однако, что это были члены большой банды, терроризирующей всю округу.
На следующий день в глубоком овраге Исо встретил около
сотни бандитов. В получасовой борьбе Исо поверг многих из них, а оставшиеся
спаслись бегством. Победоносный результат был возможен благодаря использованию
атэми - ударов по уязвимым местам тела, а также приемов, дающих возможность
выворачивать суставы.
Эта история принесла Исо большую славу. В заключение своих
путешествий Исо поселился в Эдо и основал там школу под названием
Тэнсин-синъё-рю, которая содержала 124 приема. В течение многих лет в своей
школе Исо обучил около 5000 учеников.
Элитарность Джиу-джитсу
Характерной особенностью Джиу-джитсу на протяжение более
чем 300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы
самурайского происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это
искусство.
Согласно традиции, в обучении четко выделялись три фазы,
или этапа. Первая фаза - прием ученика в школу (рю). Для этого надо было
заручиться чьей-то рекомендацией и выдержать серию различных испытаний,
проверявших физические, психические и моральные качества вновь поступающего.
Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это тщательное
изучение базовой техники. Надо было изо дня в день, по много часов подряд,
отрабатывать одни и те же приемы, стандартные связки движений и т.п. и только в
том случае, если ученик проявлял способности выше средних и, к тому же,
доказывал делом свою преданность учителю, тот его посвящал в тайны школы (их
называли "окудэн" - "глубокие приемы").
Такая система имела рациональное зерно, поэтому до
сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том,
что упражняющиеся должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над
приемами, что, по мнению азиатов, является ключом к последующим более сложным
приемам. Надежда на то, что в один прекрасный день можно будет узнать секретные
приемы, является хорошей мотивацией.
Джиу-джитсу за пределами Японии
В 1868 году в Японии произошла буржуазная революция Мэйдзи,
и у самураев отобрали их привилегии. Например, уже нельзя было свободно
разгуливать по улицам с мечом. Многие мастера в это время покинули родину,
разнося технику Джиу-джитсу по всему миру. Конечно, эмигранты или беглецы были и
раньше, это они дали начало многим боевым искусствам по всему миру, но эта волна
"1868" была особенно внушительной. Эмигранты оживили пламя техники, и еще более
обогатили арсенал приемов самозащиты во многих странах.
http://jiu-jitsu.pp.ru/Tradition_Ju-jutsu.php