Развитие Дзю-Дзюцу в Японии
С окончанием междоусобных войн и установлением
долгожданного мира был дан невиданный толчок развитию боевых искусств. Все
ограничения, связанные с ведением боя верхом на коне, в доспехах, с различным
оружием, ушли в прошлое и взгляду мастеров открылись невиданные доселе просторы
бесчисленных интерпретаций и научных изысканий. 17-й век стал временем активного
осмысления огромного боевого опыта, полученного за долгие годы войны.
Совершенствовались техники борьбы, создавались фундаментальные теоретические
работы. В результате долгих трудов и усилий, переходов от тикара-курабэ к сумаи,
от ёрои кумиути к когосуку и коси-но мавари родилась новая боевая система,
которой и по сей день нет равных в области боя без оружия - Дзю-Дзюцу, искусство
хитрости, мягкости. Эта система известна также под названиями "явара", "торитэ",
"тай-дзюцу", "ва-дзюцу" и т.п.
Само понятие мягкости полно глубокого смысла. Мастер
дзю-дзюцу побеждает сильного или вооруженного противника не физической силой, а
упругой податливостью. Мастер не тратит свои силы, а, напротив, изматывает
врага, пропускает силу врага мимо себя и добавляет своё небольшое усилие. Вот
только это самое небольшое усилие и таит в себе множество сюрпризов для врагов.
Это удары в уязвимые места, смертоносные удушения и костоломные приёмы,
неожиданные и травмоопасные броски, использование так называемого малого
подручного оружия.
Красочная японская легенда рассказывает о легендарном враче
и мастере воинских искусств Акаяме Сиробеи, который одно время жил в Китае,
изучал китайскую медицину и единоборства (по некоторым данным - цинна). После
возвращения на родину, Акаяма Сиробеи однажды, прогуливаясь в саду после
обильного снегопада, заметил, что под тяжестью снега все деревья сломались и
лишь только ветви ивы (по другим данным - сакуры) прогибались, сбрасывали снег и
гордо поднимались. "Мягкость одолеет силу и зло!"- воскликнул с радостью Акаяма
Сиробеи. И после длительного исследования и отбора приёмов создал школу
Дзю-Дзюцу Ёсин-рю. По другой версии, имя мастера было - Ёсин Миура. Одним из
учеников Ёсин-рю стал в 1815 году некий Исо Матаэмон, впоследствии - величайший
мастер Дзю-Дзюцу и непревзойдённый боец, основатель школы Тенсин-синъё-рю.
Обучение Дзю-Дзюцу велось внутри самурайских кланов.
Сначала ученики изучали базовые техники, потом разучивали сложные боевые
комбинации. На всех стадиях велось духовное воспитание. Ученикам прививались
определённые философские и жизненные принципы, определяющие их дальнейший
жизненный путь. Ученик, овладевший всем техническим арсеналом школы посвящался,
если того заслуживал, в её тайные знания - окуден. Ему открывались наиболее
эффективные приёмы школы и методы их освоения. На этом же этапе ученик активно
занимался своей психофизической подготовкой. Используя ситуационные методы, он
развивал свои способности в управлении и концентрации жизненной энергии ки.
Специальные психофизические методы и приёмы медитации, пришедшие в школы
дзю-дзюцу из дзенских монастырей, позволяли настолько закалить дух и тело
учеников, что они могли выдержать любые лишения и нагрузки.
В чём же отличие "Искусства Мягкости" от других систем?
Во-первых, в его универсальности. Технический арсенал
Дзю-Дзюцу включает в себя множество техник - это всевозможные удары, болевые и
удушающие приёмы, броски, работа с оружием и против оружия.
Во-вторых, техника предусматривает использование усилий и
движений самого противника, применяются специальные отвлекающие действия, уходы
с линии атаки, хитроумные приёмы.
Третья особенность заключается в том, что Дзю-Дзюцу не
стоит на месте, а постоянно обновляется. Наряду со старыми классическими школами
ко-рю, история которых насчитывает столетия, появляются "новые" школы син-рю,
взявшие базовые элементы старинных школ и требования современной эпохи.
Например, не было раньше оружия со штыками, ударов прикладом винтовки или
автомата, нападения с сапёрной лопаткой, угрозы огнестрельным оружием.
Совершенно другие требования возникли не только у военных, но и в вопросах
бытовой самообороны. Новые школы, син-рю, всё это учитывают, и всё время находят
методы наиболее положительного использования приёмов. К новым школам относятся:
Госин-рю("Школа пяти принципов", основана японским мастером Кавайси в 1-й
половине 20го века); Хакко-рю ("Школа восьми лучей света", основана Рюхо Окуямой,
мастером школы дзю-дзюцу Дайто-рю); Хокусин-ко-рю ("Школа северного духа",
основал шведский мастер Ян Эрик Карлссон); Томики-рю (создатель - Томики Кэндзи,
ученик создателя айкидо М. Уэсибы). Сюда же можно отнести и современные
творения: советское Самбо, Айкидо, Дзю-до, корейское Хапкидо и др. Hо вместе с
тем не пресекаются и свято чтутся старинные школы ко-рю: Дайто-рю, Ягю-Синган-рю,
Кираку-рю, Апаки-рю, Рёи-Синто-рю, Асаяма итиден рю, Такэноути-рю,
Тэнсин-синъё-рю, Ёсин-рю, Кито-рю, Куки-Синден-рю и многие другие. Всех школ не
перечислить. На конец 19 века в Японии насчитывалось около семисот школ
Дзю-Дзюцу. История развития и особенности школ - это очень интересная тема,
которая требует отдельного тщательного внимания.
Школы соперничали между собой, доказывали свои
преимущества, подчёркивали отличия, но, бесспорно, общих черт было намного
больше, а все разногласия и неувязки были вызваны, прежде всего, материальной
стороной и борьбой за сферы влияния.
"Дзю еку го-о сей-суру" - "Мягкость одолеет силу и зло" -
эта древняя японская пословица актуальна и в наше непростое время. Она как
нельзя лучше выражает теоретическую платформу Дзю-Дзюцу. С научной точки зрения.
Дзю-Дзюцу можно назвать средством воспитания отношения человека к окружающему
миру и людям. Дзю-Дзюцу позволяет в процессе тренировок и постижения искусства
нападать и обороняться, использовать наиболее эффективные методы закаливания
тела и воли. Дзю-Дзюцу представляет собой стройную систему, которая позволяет
побеждать, не затрачивая больших физических усилий. Являясь самой универсальной
системой боевого искусства, Дзю-Дзюцу объединяет в себе все наиболее эффективные
приёмы как при борьбе на дальней и средней, так и при борьбе на ближней
дистанции, сидя и лёжа. Выполнение приёмов Дзю-Дзюцу основано на глубоком
понимании законов окружающего нас мира, физиологии и психологии людей. Некоторые
псевдомастера пытаются заполнить пробелы в своих знаниях мистическими теориями и
сказками из жизни великих мастеров, что, зачастую, приводит к искажённому
пониманию основополагающих принципов Дзю-Дзюцу. Потому хочется предостеречь
начинающих свой путь в боевом искусстве от его поверхностного изучения и
настроить их на вдумчивое и глубокое изучение техники, традиций и теоретических
основ Дзю-Дзюцу.
Президент Запорожской Федерации Дзю-Дзюцу
Дьяков В.Н.
http://www.zsu.zp.ua/ju-jutsu/index.php?item=articles/history.index