История борьбы так же стара, как и войны на Земле. А
человечество воюет с самого своего рождения. Вместе с искусством ведения войны
развивались и различные способы её ведения. В частности, это относится к
рукопашному бою. Немногие страны могут похвастаться собственными системами
рукопашного боя. Многое с годами было утеряно, многое выдумано доморощенными
"мастерами единоборств", ищущими способы заработать деньги. Но вместе с тем
существуют страны, где воинские искусства являются народным достоянием и
гордостью, неотъемлемой частью культуры и религии. В этих странах на протяжени
веков сохраняются и приумножаются традиции воинов, бережно передаются методика и
философия боевых искусств. Одной из таких стран является Япония. Мы поведём речь
об исключительно эффективном древнем японском единоборстве дзю-дзюцу.
Предшественники Дзю-Дзюцу
Тикара курабэ и сумаи
Изначально в древней Японии единоборство было довольно
примитивным. В древнейших японских литературных хрониках Нихонги (Анналы Японии)
существует такая запись: "Номи но Сукунэ прибыл из Идзумо и ему и Тайсиа но
Кэхая немедленно повелели бороться. Эти мужи встали друг напротив друга. И Номи
но Сукумэ сломал ударом ребра Кэхая и ещё раз ударил и сломал ему поясницу.
Посему земля Тайсиа но Кэхая была захвачена и целиком перешла к Номи но Сукунэ"
Подобные состязания в "Нихонги" называются тикара-курабэ -
"соизмерение сил". Чрезвычайно точное название, ведь именно сила, а не техника
лежала в основе тикара-курабэ, и победителем становился тот, кто был сильнее
физически. Тем не менее можно смело заявлять о существовании на территории
Японии пускай примитивного, но всё же единоборства.
А вот одна из историй, записанная в "Кодзики" ("Записи
древних дел"). В ней говорится о том, как Такэмикадзути но Ками был послан в
землю Идзумо, чтобы подчинить её внуку главной богини японского пантеона
Аматэрасу Оомиками, предку японских императоров. Однако боги Идзумо вовсе не
хотели расставаться со своими владениями, и яростно сопротивлялись. Один из них,
бог Такэминаката но ками, "явился, подняв на кончиках пальцев скалу, что только
тысяча человек притащить бы смогли и сказал: кто в нашу страну пришел? А ну-ка
померяемся силой! Вот я первый возьму тебя за руку"
Потом бог Тахкэмикадзуми дал ему взять себя за руку, и тут
же свою руку превратил в ледяную сосульку, а ещё - в лезвие меча. И вот бог
Такэмикнаката испугался и отпустил.
Тогда бог Такэмикадзуми попросил. В свою очередь, руку бога
Такэминакаты, и когда взял её, то словно молодой тростник взял: обхватил и смял
её, отбросил от себя и бог Такэминаката тут же убежал прочь. Естественно, что
после такого "представления" все владения непослушных врагов перешли к
родоначальнику страны Ямато.
Последователи Дзю-Дзюцу в этом эпизоде ясно видят
применение техники дзю-дзюцу: кансецу ваза, болевые приёмы; нагэ ваза, броски и
управление жизненной энергией ки. Правда, скорее всего, данная интерпретация -
всего лишь плод воображения энтузиастов, а борьба без оружия более высокого
уровня возникла несколько позже.
В 5-6 веках н.э. на основе тикара курабэ сложилась
популярная и ныне борьба гигантов - сумо, точнее, её ранний вариант - сумаи. К
периоду Нара эта борьба получила широкое распространение. Именно к этому периоду
относятся достоверные сведения о проведении состязаний по сумо. Так, согласно
летописям, в 642 г при императорском дворце во время праздника в честь
корейского посла состоялось состязание по сумо между воинами из дворцовой стражи
и охранниками посольства. С того момента соревнования по борьбе стали
проводиться ежегодно. Заметим, кстати, что в Корее издавна сущестовала борьба
субаку, родственная японскому сумо как о иероглифическому написанию, так и по
внутреннему содержанию. В китайских литературных источниках 1-го тысячелетия до
н.э. также упоминается единоборство сянпу. Иероглифы этого названия в японском
прочтении дают слово собоку, а в современном звучании - сумо. Другое
иероглифическое обозначение сумо возводите его генеалогию к китайской народной
борьбе цзюэди, также получившей развитие с доисторических времён. Имеются
упоминания об индийском варианте сумо - нара.
Изначально правила сумо предусматривали не только толчки,
сбивы захваты, но и удары руками и ногами, другие боевые приёмы. Со временем
искусство боя модернизировалось и приёмы стали носит более изощрённый характер.
С 12 века наметилось размежевание спортивного и боевого сумо. Спортивное сумо
исключало удары и боевые приёмы и практиковалось на праздниках, ярмарках при
дворе императора. Боевое сумо больше отвечало потребностям воинов,
заинтересованных в создании эффективной системы борьбы без оружия и против
оружия. Так на основе древнего сумо стали возникать новые виды единоборств,
впоследствии породившие удивительное многообразие школ и направлений дзю-дзюцу.
http://www.zsu.zp.ua/ju-jutsu/index.php?item=articles/history.index