Тот, кто тренирует только мышцы - рабочий. Тот, кто
тренирует мышцы и ум - ремесленник. Тот, кто тренирует мышцы ум и сердце -
Мастер.
Как известно, школы Дзю-Дзюцу делятся на ко-рю и син-рю.
Ко-рю – это старые школы традиционного дзю-дзюцу, история которых, как правило,
насчитывает не одну сотню лет. К ко-рю относятся: Кито-рю, “Школа падения и
ниспровержения"; Дайто-рю, основанная Минамото но Есимицу (1056-1127 г.);
Такэноути-рю, основанная в 1532 году Такэноути Хисамори; Тэнсин Синъё-рю,
основатель Исо Матаэмон, в 19 в. и т.д. Напомним, что к середине 19 века
существовало около 700 различных школ дзю-дзюцу. Бес сомнения, действительно
боевых, прошедших войны и доказавших свою практичность на деле, было не так
много, всего несколько десятков. Основная часть школ были либо ответвлениями,
либо филиалами крупных школ, другие же занимались зарабатыванием денег за счёт
доверчивых учеников. Причинной тому была революция Мэйдзи в 1868 году, когда
самурайское влияние и мощь, на которых держались все устои общества в Японии,
были подорваны. Япония повернула на Западный капиталистический путь развития.
Ранее о таком количестве школ не могло быть и речи. Любая
школа, любой мастер тут же получал широкие возможности проверить реальность
своего боевого искусства. Многочисленные войны и бесчисленные шайки разбойников
были закономерностью в то смутное время. Кроме того, широко практиковались
муса-сюгё. Так называемые рыцарские странствия. Мастер той или иной школы
путешествовал с целью проверки своего мастерства. Он вызывал на поединки всех
встретившихся ему на пути воинов, заходил в додзё. Исходов было, как правило,
всего два: либо смерть, либо победа. Иногда проигравшего оставляли в живых, и он
просил мастера взять его в ученики.
Неплохо бы сейчас взять древнее правило за практику. Бойца,
владеющего каким-либо единоборством, запросто могут упечь в тюрьму за превышение
норм самообороны. Случись ему защищать себя или других людей. А вот доморощенных
мастеров, которые, повязав красивые пояса, занимаются выкачиванием денег у своих
клиентов, никто, к сожалению, пока не наказывает.
Профессор Микиносукэ Кавайси(справа) со своим учеником
Теперь поговорим и син-рю или “новых школах”. Син-рю, как
правило, оформились в последнее столетие. Взяв старт от ко-рю, син-рю постоянно
модернизируется, идёт в ногу со временем, берёт на вооружение новейшие
достижения науки, медицины, современное оружие. К син-рю относится и школа
Госин-рю, основателем которой является японский мастер, профессор Микиносукэ
Кавайси.
“Госин-рю” в переводе на русский язык означает “школа пяти
принципов”. В этих пяти принципах заключён тактический аспект:
Дзи но сен – простая атака
Дзю но сен – атака с хитростью, подготовкой
Го но сен – контратака в конце атаки или в конце движения
противника.
Сен но сен – опережение в начале атаки противника
Дзю сен но сен – вынуждение противника к атаке, провокация
с последующим перехватом инициативы.
Итак, Госин-рю – это школа пяти принципов, не надо путать
её и самозащитой госин-дзюцу, Госин – твёрдостью духа, и т. д. Восточные языки
интересная вещь: для русского человека слова звучат будто бы одинаково, но вот
записываются они разными иероглифами, и значения у них совершенно разные. Для
примера вспомните хотя бы каратэ. Раньше слово “каратэ” означало китайский
рукопашный бой периода династии Тан. Фунакоси Гитин в начале 20го века изменил
один иероглиф в написании и получил “петь пустой руки”.
Отцом-основателем школы госин-рю стал Микиносукэ Кавайси.
Родившись в Японии в 1899 году, Кавайси начал свой путь воина с занятий дзю-до в
общеобразовательной школе. Напомним, что дзю-до и кэн-до (фехтование на мечах)
обязательны для изучения в японских школах. Далее Кавайси поступил на обучение к
мастеру Оно Курихара, совмещая практику единоборств с получением высшего
образования в токийском университете Васэда. Потом последовали путешествия в США
и Бразилию, где Кавайси собирал материал для диссертации, посвящённой японским
переселенцам. После этого он отправился в Англию, где открыл свой додзё при
знаменитом Оксфордском университете. В 1935 году Кавайси переезжает во Францию
на постоянное место жительства, уже имея 4-й дан и учёную степень профессора.
Профессор Кавайси был не первым японским мастером, пытавшимся познакомить
европейцев с восточными единоборствами. В разное время в Европе и Америке
работали прекрасные мастера, но дела у них шли неважно и многие были вынуждены
вскоре вернуться в страну Восходящего солнца. Да, это были сильные мастера, но
они не учли одну важную деталь – менталитет западных людей. На демонстрациях и
показательных выступлениях был огромный успех. В секции сразу же записывались
десятки людей. Но спустя несколько месяцев, ученики уходили. Методики обучения,
хорошо зарекомендовавшие себя в Японии, оказались неприемлемыми в Европе.
Кавайси, проживший не один год на чужбине, и хорошо изучивший европейцев,
обладал в этом плане огромным преимуществом. Именно Кавайси ввёл систему цветных
поясов, которую переняли у него почти все восточные единоборства. Это
изобретение было исключительно удачным, учитывая менталитет европейцев, не
отличавшихся верой в учителя и тем терпением, которое присуще японцам. Для них
важны быстрые результаты. А также всевозможные значки, эмблемы, нашивки,
говорящие окружающим о достижениях их хозяина. Благодаря цветным поясам не нужно
было тратить годы на получение заветного черного пояса. Позанимался погода-год –
и готово, получи желтый, оранжевый, зелёный пояс и т.д. Профессор Кавайси
прилагал огромные усилия для популяризации Дзю-До и Дзю-Дзюцу. Созданная им
Французская Федерация Дзю-До и Дзю-Дзюцу к 1970 году насчитывала около 100000
членов. По методике Кавайси работают и готовят чемпионов подавляющее число
европейских мастеров. Первый неяпонский чемпион мира и чемпион олимпийских игр,
голландец Антон ван Геесинк также подготовлен по методике Кавайси. Профессор
Кавайси также ввёл очень удобную и простую классификацию приёмов, разделив их на
группы и на номера. Например: группа бросков через бедро, приём №1; группа
бросков через бедро, приём №2 и т.д.
В биографии мастера есть один скрытый период, который
начался в 1946 году, когда Кавайси поехал в Японию, чтобы жениться, и после того
некоторое время работал в СССР и Восточной Германии, где обучал сотрудников
спецслужб. Перу Кавайси принадлежат две работы: “Моя методика Дзю-До” и “Моя
методика самозащиты”. Они дополняют друг друга, представляя в совокупности
энциклопедию японского искусства Дзю-Дзюцу. Именно Дзю-Дзюцу, а не Дзю-До.
Многие японские матера и, в том числе, учитель Кавайси Курихара были
сторонниками боевого, а не спортивного единоборства. Как сказал Кавайси:
“Дзю-Дзюцу – более древний и превосходящий Дзю-До метод”. Далее труды Кавайси
переиздавались под другими именами. Известный немецкий дзюдоист Хорст Вольф
выпустил на основе трудов Кавайси свои книги. В СССР со штампами “для служебного
пользования” были выпущены пособия по самозащите для сотрудников КГБ и ГРУ.
В техническом аспекте при создании своей школы Кавайси
отталкивался от раздела Госин Дзюцу Кодокан Дзюдо. Напомним, что создатель дзюдо
Дзигоро Кано путём исключения смертельных приёмов Дзю-Дзюцу стремился
обезопасить практикующих дзюдо, нацелив их, в основном, на спортивную,
соревновательную деятельность. Но, вместе с тем, мастера 1-го дана изучали
раздел Госин Дзюцу – самооборону, включающую боевые, а не спортивные приёмы для
реального. Существенно дополняя свою систему приёмами традиционных школ
Дзю-Дзюцу, подстраивая её под менталитет европейцев, Кавайси создал современную
и универсальную школу Госин-рю.
Как уже было сказано выше, Госин-рю относится к новым
школам – син-рю. Но профессор Кавайси, стремясь, всё же сохранить традиционный
японский вид системы, ввёл в техническую программу школы ката. “Ката” в переводе
с японского означает “образцы”, т.е. идеальное в техническом смысле выполнение
техники. Например, “наге но ката” – образцы бросков, “киме но ката” – боевые
образцы. В программе школы изучаются 6 ката:
Наге но ката – образцы бросков
Киме но ката (или Синкен сёбу но ката) – боевые образцы
Госин но ката – образцы пяти принципов
Го но сен но ката – образцы контрприемов
Косики но ката – древние образцы
Осаекоми но ката – образцы удержаний
Каждая из ката делится на серии, или группы приёмов.
Например, в Наге но ката 5 серий. В каждой серии 3 приёма. Особую ценность имеют
ката в историческом отношении. Так Кимэ но ката ввёл в программу обучения
Такэноути Хисамори в 1532 г. Косики но ката – из школы Кито-рю. И вот уже на
протяжении многих столетий эти приёмы, заключённые в ката, свято чтятся и
передаются из поколения в поколение мастеров без изменений.
Президент Запорожской Федерации Дзю-Дзюцу
Дьяков В.Н.
http://www.zsu.zp.ua/ju-jutsu/index.php?item=articles/school_history