ВОИНСКИЕ ИСКУССТВА В ЭПОХУ ЭДО (1603-1868)
С окончанием междоусобных войн в начале XVII в. в Японии
установился долгожданный мир, и доспехи были надолго уложены в сундуки.
Наступило время осмысления накопленного за долгие годы войн опыта.
Под влиянием религиозных традиций воинские искусства
постепенно перерождаются из чисто прикладных систем, предназначенных для
применения на поле боя, в особые Пути – До (кит. Дао). Практика воинского
искусства как До подразумевала самораскрытие человека, реализацию его творческих
потенций и достижение гармонии с самим собой и окружающим миром через овладение
и практику воинских приемов и трансформацию сознания, изменение видения мира.
В этот период во всех направлениях воинских искусств
возникают сотни «школ» - рю или рюха. Рю - специфически японский механизм
передачи знания во времени, из поколения в поколение. Рю можно рассматривать,
как минимум, в двух аспектах: как особую организацию, в рамках которой
осуществляется передача знаний от наставников ученикам, и как знание, учение как
таковое. Учение школы, или рюги, – это совокупность всех ее приемов,
теоретических разработок и религиозно-философских доктрин. Оно включает
ограниченный набор элементов и разделяется на множество ступеней, которые
последовательно осваивает ученик под руководством наставника. Знание школы
священно. Считается, что это знание - не только плод усердия в ежедневных
утомительных тренировках, личного боевого опыта, жажды познания секретов
воинского искусства, таланта и ума. Основатель рю либо получает его в дар от
богов либо обретает через сатори - буддийское просветление, потому рюги в глазах
членов школы обладает абсолютной ценностью и подлежит передаче последующим
поколениям. Это знание не отделимо от просветленного сознания мастера, без
которого оно попросту не «работает». Поэтому передавая школу учитель, прежде
всего, передает опыт просветления. В результате школа превращается в сообщество
посвященных, стремящихся к постижению высшей истины, выходящей за пределы
обыденного понимания, к раскрытию сверхъестественных способностей.
Подобная трансформация сущности воинских искусств имела
весьма серьезные последствия. Например, в результате нее рю отграничивается от
всяких внешних воздействий, замыкается сама на себе - священное знание не может
быть доступно массе профанов, а это влечет за собой резкое замедление темпов
развития – не получая вызовов извне, школа на них и не отвечает, да и кто
рискнет подправлять богов, даровавших Знание основателю?
Кроме того, в эпоху Эдо преподавание воинских искусств
становится средством заработка, превращается в своеобразный бизнес, а у бизнеса,
как известно, свои законы. В организационном плане рю представляет собой копию
большой традиционной семьи, отношения в которой регулируются традиционными
нормами, синтоистским культом предков и конфуцианскими морально-этическими
предписаниями, регламентирующими отношения между родителями и детьми, старшими и
младшими. Во главе рю стоит патриарх – иэмото, или сокэ. Иэмото может быть
основатель школы, его потомок или, реже, самый сильный мастер из другого рода.
Он выступает хранителем традиции школы и один во всей рю имеет право выдавать
особые лицензии – юруси. «Юруси» буквально означает «разрешение», имеется в виду
разрешение перейти на следующую ступень обучения. Как правило, обучение в рю
было платным. Ученик вносил деньги при вступлении в школу, во время экзаменов
при переходе со ступени на ступень и получении юруси, преподносил мастеру
подарки по случаю различных праздников. Таким образом, по сути, рю представляла
собой своеобразное «торговое предприятие». «Товаром» в рю было знание-рюги,
«продавцами» - глава школы и подчиняющиеся ему инструктора, «покупателями» -
ученики.
Как и всякий другой бизнес, рю поддерживалась
широкомасштабной рекламой. Фабриковались «истории», расцвеченные легендами,
составлялись разветвленные генеалогии, призванные демонстрировать влияние рю,
корни рю возводились к выдающимся воинам или полководцам прошлого, к богам и
святым буддийским подвижникам, при входе в тренировочные залы нередко
вывешивались хвастливые вывески, ученики распускали хвалебные слухи о своих
наставниках, делали подношения храмам и вывешивали по этому случаю специальные
доски с указанием дарителя и т.д.
Основную массу доходов от школы получал иэмото. Иэмото
назначался верховным мастером, и никто в школе не имел права его сместить. Он
обладал в рю непререкаемым авторитетом, который был связан с тем, что, по
традиции, иэмото рассматривался как единственный обладатель сокровеннейших
секретов школы – хидэн. Считалось, что эти секреты наделяют его
сверхъестественным могуществом, но на деле, вероятно, нередко бывало так, что
главным секретом иэмото было как раз отсутствие у него знаний каких-либо
секретов. И это неудивительно, ведь мир устроен таким образом, что члены одной и
той же семьи сильно разнятся по своим способностям, личным склонностям и
специфическим талантам. Думается, что нет и не может быть такой семьи, которая
на протяжении десятков поколений производила бы на свет равных по силе и таланту
мастеров воинских искусств. Увы! Не существует таких методик, которые бы
гарантировали каждому человеку достижение высокого уровня мастерства. Поэтому,
чтобы обеспечить своему отпрыску возможность хорошего заработка, мастера и
пускались на хитрость, утверждая, что существуют некие высшие секреты,
передаваемые лишь сыну (исси содэн).
Таким образом, в своем классическом виде рю представляла
собой сложную структуру, в которой высокое и даже священное – стремление к
достижению гармонии со вселенной – соседствовало с низким – с самой тривиальной
жаждой наживы.
http://www.budocenter.ru/history.html