СИНБУ-ДЗЮЦУ
В 1868 году Япония вышла на новый виток своего развития. В
результате буржуазной революции Мэйдзи-исин рухнуло трёхсотлетнее правление
сёгунов Токугава, завершилась эра властвования самурайского сословия. Указ 1871
года объявил о роспуске самурайских дружин и отмене их сословных привилегий.
Япония открылась для западного мира и развернула процесс модернизации,
направленный на сокращение отставания, прежде всего технологического, от Запада.
В результате бу-дзюцу оказались в чрезвычайно сложном
положении.
Во-первых, с исчезновением самурайского сословия они
утратили свою социальную базу. В период Мэйдзи дзю-дзюцу перестала быть борьбой
рыцарской прослойки и получила широкое распространение среди народа, оставаясь,
однако, одной из главных дисциплин в вооружённых силах императорской армии в
послереформенной Японии.В это время каждый солдат, матрос и полицейский должен
был обучаться дзю-дзюцу
Во-вторых, техническое перевооружение и реформа армии на
западный манер сделали многие бу-дзюцу совершенно ненужными пережитками, которые
в то время не воспринимались даже как музейные экспонаты.
Возникла необходимость коренной реформы бу-дзюцу, которая
позволила хотя бы некоторым из них продолжить своё существование. И выход был
найден. Во второй половине XIX века (1866г.) Кано Дзигоро основал новую школу
борьбы, которая получила название " Кодокан дзю-до".
Поначалу его школа была воспринята лишь как еще одна школа
дзю-дзюцу, однако вскоре выяснилось, что его система имела целый ряд
принципиальных отличий от старых школ.
Борьба основывалась на принципах дзю-дзюцу, однако
исключала многие приёмы, опасные для жизни. На первое место Кано Дзигоро ставил
сообразительность и ум, а не грубую физическую силу. Тактика борьбы дзюдо так
же, как и дзю-дзюцу, не требовала наступления, она воспитывала умение выжидать,
терпеливо наблюдать, идти на уступки, поддаваться противнику, используя в конце
концов его намерения и силу по смыслу так: "победа уступкой".
Заменив слово "дзюцу" на слово "до" - "путь" - Кано
отказался от прежней установки на практическую прикладную ценность и заявил о
том, что во главу угла должно быть поставлено духовно-нравственное воспитание,
внутреннее совершенствование, достижение этического идеала. Несмотря на
изменения в правилах и частичные нововведения, суть борьбы осталась прежней: ей
было также свойственно стремление к гармонии, развитию физических и духовных
способностей, призванных служить как победе над противником, так и для
морального воспитания личности, которое должно было влиять на образ жизни
человека.
В противоположность диким крикам, раздающимся на площадке
для кэндо, в зале дзю-до, называемом додзё - "зал для размышлений" обычно
преобладает тишина. Борьба должна проходить без внешних знаков возбуждения
участников и зрителей, причём наблюдающим за схваткой строго запрещается зевать
во время её, так как поединок дзюдо отождествляется нередко, по японским
воззрениям, с беседой. Психическая дисциплина и молчание в первую очередь
необходимы борцу для концентрации внимания, и побеждает в дзюдо, как правило
тот, кто обладает совершенным телесным и "духовным" равновесием.
Конец XIX - начало XX вв. помимо возникновения будо
характеризовался еще и появлением целого ряда новых для Японии воинских
искусств. Речь идет, о дзюкэн-дзюцу (штыковой бой), тосю-какато (военная система
рукопашного боя, созданная Тиба Сансю), тайхо-дзюцу (полицейская система
задержания преступников), кэйбо-сохо (техника боя полицейской дубинкой) и т.д.
http://www.budocenter.ru/history.html