Боевые искусства Японии – явление весьма многообразное,
многоликое. Здесь и фехтование мечом, и стрельба из лука, и боевое плавание в
доспехах, и управление войсками на поле битвы и… воинский этикет, и танцы с
мечами, и даже военно-полевая медицина… Да, да, все это японские специалисты
включают в понятие «бугэй» - «воинские искусства».
Для европейца понятие бугэй, не очень понятно. И в самом
деле! С развитие военного дела в Европе устаревавшие его формы бесповоротно
отмирали, да так основательно, что, порой, даже самое общее представление о них
в настоящее время составить чрезвычайно трудно. А вот в Японии по сей день
сохраняются школы самых разных воинских искусств, насчитывающие историю в
двести, триста, а то и четыреста лет.
Причины такого долгожительства и интереса к самурайским
приемам у наших современников – это тема отдельного разговора. А сейчас я хотел
бы обратить внимание на другое: живые школы в сочетании с сотнями дошедших до
нас текстов самого разного содержания – от генеалогий до детальных
иллюстрированных наставлений – дают историкам уникальную возможность заглянуть в
прошлое, ощутить аромат прошедших эпох, залезть в «шкуру» японского самурая.
ВОИНСКИЕ ИСКУССТВА – БУ-ДЗЮЦУ
Секреты воинских искусств (бу-дзюцу, или бу-до), самураи,
начиная с эпохи позднего средневековья, осваивали в рамках традиционных школ
(рюха, или просто рю). Система школ, дожившая до наших дней, например, в каратэ,
уходит корнями в раннее средневековье и имеет аналогии, хотя и не полные, в
воинских искусствах Китая, Кореи, Вьетнама. Слово рюха состоит из двух
иероглифов, где рю означает "течение" в прямом и переносном смысле, а "ха" -
"школа", "секта", "группировка". Здесь подразумевается передача традиций
бу-дзюцу во времени. Японское слово "бу-дзюцу" образовано двумя иероглифами: "бу"
- "воинский, военный, относящийся к военному делу", и "дзюцу" - "искусство,
умение, способ, средство, уловка, магия". Понятие «бу-дзюцу» включает всю
совокупность дисциплин военного искусства во всех его проявлениях - в сфере
столкновений государств, армий или индивидуумов.
Миндзоку-бу-дзюцу
Под миндзоку-бу-дзюцу понимаются те формы воинского
искусства, которые существовали до появления первых школ, т.е. с древнейших
времен до рубежа XIII-XIV веков.
Миндзоку-бу-дзюцу представляли собой начальный этап
развития военного искусства. Тактика ведения боевых действий и приемы
единоборства еще пребывали в зачаточном состоянии. Они были слабо
систематизированы и лишь проходили отбор и шлифовку. Поэтому до конца XIII века
в основном сложился только один вид бу-дзюцу – сумо (борьба без оружия без
одежды). Кроме сумо, относительно высокого уровня развития достигли стрельба из
лука с коня (кися) и борьба в доспехах (кумиути, ёрои-гуми). Остальные боевые
искусства, по сравнению с последующим периодом, были крайне примитивны.
Говоря о воинском искусстве этого периода стоит упомянуть
еще кэмбу - ритуальные танцы с мечами. Кэмбу были тесно связаны с культом меча в
японской национальной религии синто. Возможно, что помимо чисто ритуальных
функций, они служили и для обучения воинов фехтованию на мечах. Во всяком
случае, позже танцы-кэмбу были канонизированы в ряде самостоятельных школ, а
также в некоторых школах фехтования на мечах кэн-дзюцу.
При всей неразвитости воинских искусств недооценивать
значение этого периода в истории японской воинской традиции нельзя.
Во-первых, именно в этот период сложилось военное сословие
самураев, которое в дальнейшем превратилось в основного носителя воинской
традиции в Стране Восходящего Солнца и стало питательной средой для
совершенствования бу-дзюцу.
Во-вторых, войны с айнами, сражения между самурайскими
дружинами, столкновения с корейцами, чжурчжэнями и монголами послужили
естественным отбором, благодаря которому удалось выявить наиболее эффективные
для того уровня развития военного искусства и военных технологий методы ведения
войны - от стратегии и тактики крупномасштабных сражений до рукопашного
поединка.
В-третьих, в это время уже началось знакомство японских
военачальников с произведениями военной мысли древнего Китая. Речь идет об
импорте выдающихся военных трактатов - "Сунь-цзы", "У-цзы", "Лю тао", "Сыма фа",
"Сань люэ", "Вэй ляо-цзы", "Ли Вэй-гун вэньдуй" и других, которые в дальнейшем
явились теоретическим фундаментом будущих классических бу-дзюцу. Так, во всех
без исключения классических бу-дзюцу мы находим различные интерпретации
гениальных мыслей Сунь-цзы об изменениях, о полноте и пустоте, о мощи.
Рюги-бу-дзюцу
Первая половина XIV века в истории японских бу-дзюцу
ознаменовалась зарождением первых школ (рюха, рюги) воинских искусств, хотя по
вопросу датировки этих самых ранних рю продолжаются споры. Какая школа была
создана первой – вопрос открытый. Некоторые японские исследователи отдают
предпочтение школе Нэн-рю, созданной дзэнским монахом Дзион и ставшей истоком
для целого ряда крупных рюха бу-дзюцу.
После Нэн-рю школы будзюцу стали плодиться как грибы, к
концу XIX века их число, по некоторым оценкам, достигло 9000.
Возникновение школ воинских искусств в этот период было
вполне закономерным. В это время в Японии окончательно утвердилась власть
военного сословия самураев во главе с родом Асикага, представителям которого в
войне удалось сорвать последнюю попытку императорского двора восстановить свое
былое господство. Установление сёгуната как формы правления самурайского
сословия способствовало росту престижа военного дела и переосознанию его как
особого искусства или даже священнодейства.
Позднее, начиная с конца XV в., раздробленность страны на
многочисленные феодальные княжества, владельцы которых явно и тайно вели
непрерывную борьбу друг против друга, также способствовала выделению из общего
объёма древнего "национального" военного искусства особых территориально-родовых
традиций и превращению их в отдельные самостоятельные школы, обслуживающие те
или иные феодальные дома.
Сильная конкуренция во всех областях военного дела в
условиях войн, когда военное превосходство было важнейшим фактором выживания,
потребовала от японских самураев колоссальных мозговых и физических усилий по
совершенствованию собственного мастерства.
Приемы боевых искусств всесторонне анализировались,
совершенствовались и подвергались испытанию на поле боя. Так осуществлялся отбор
наиболее эффективной боевой техники, которую затем канонизировали и передавали
последующим поколениям великие мастера, вышедшие живыми из сотен смертельных
передряг.
Различные условия, в которых возникали школы боевых
искусств - временные, территориальные, подверженность тем или иным внешним
влияниям или приверженность прежним местным и родовым традициям, ранг
мастера-основателя (конный тяжеловооруженный самурай высокого ранга или
легковооруженный пехотинец-асигару) - привели к тому, что сложилось большое
количество внешне мало похожих школ будзюцу.
С другой стороны для всех будзюцу, вне зависимости от
конкретного предмета, была характерна потрясающая целостность. Методы управления
большими воинскими соединениями, фехтование мечом, или любым другим видом
оружия, военный шпионаж и разведка - все они были пронизаны одними и теми же
идеями, принципами, психологическими установками. Недаром в период средневековья
военная стратегия и фехтование мечом обозначались одним термином "хэйхо" -
"закон войны".
http://www.budocenter.ru/history.html