Овладевший всем техническим арсеналом школы проходил
посвящение в тайные традиции (мицудэн), если заслуживал того по мнению
наставника.
Далее перед ним открывались широкие просторы свободного
варьирования сочетаний и приёмов и оттачивания мастерства.
В процессе обучения ученик должен был всесторонне
подтвердить свои бойцовские и человеческие качества, достойно зарекомендовав
себя перед учителем и старшими собратьями. Соответствующий пояс (хотя система
поясов появилась сравнительно недавно), а также дан (степень зрелого мастерства)
присуждались либо самим наставником, либо общим собранием старших учеников под
председательством наставника. Каждое звание подтверждалось удостоверением вплоть
до заключительного сертификата мастера высшего класса (мэнкё).
Обратимся к популярному жизнеописанию знаменитого
фехтовальщика XVI в. Цукахара Бокудэн:
У мастера было три сына, которые с детства обучались
владению мечом. Пришло время - и отец решил проверить, на что способны его
наследники. На шнурке занавески, прикрывавшей вход в комнату, он поместил
подушечку, которая должна была упасть пли лёгком колебании ткани. Затем отец
приказал сыновьям явиться к нему в порядке старшинства.
Подойдя к двери, старший сын по провисанию шнурка,
конфигурации складок и прочим малозаметным признакам догадался, что над входом -
какой-то посторонний предмет. Протянув руку, он осторожно снял подушку,
раздвинул складки и вошёл.
Средний сын сюрприза не заметил, но когда подушка
сорвалась со шнурка, успел поймать её в полёте.
Младший сын рывком откинул занавеску, и подушка шлёпнулась
ему на затылок - но прежде, чем она успела коснуться земли, бравый самурай
рассёк её надвое мечом. "Ты, сын мой, - сказал Бокудэн старшему, - готов к тому,
чтобы стать на Путь меча. Ты, - сказал он среднему, - должен ещё немало
потренироваться, а ты, мой младший сын, - позор для нашего рода!"
Среди самураев, не связанных ежедневной службой, популярно
было паломничество из школы в школу (муся сюгё) с целью накопления опыта и
расширения диапазона бу-дзюцу. Иногда такого рода рыцарские странствия носили
агрессивный характер. В жажде утвердить славу непобедимого фехтовальщика
самурай, подобно своим европейским коллегам-рыцарям, вызывал на поединок
всякого, кто подворачивался под руку. Поскольку основной заповедью в большинстве
рю было убийство наповал с первого удара (хиссацу), побеждённому редко
приходилось жаловаться на пристрастность судьи или нарушение правил. Если повод
для поединка был достаточно важным, противнику посылался официальный письменный
вызов с подробным и весьма напыщенным изложением мотивов. Таким же образом
решались и споры между конкурирующими школами. Решительное поражение или смерть
главы одной рю чаще всего приводили к возвышению другой.
Овладение секретами воинских искусств для самурая было
равносильно бесконечному Пути, духовному и нравственному самосовершенствованию
во имя наилучшего исполнения долга:
"Тренировке человека нет конца. Бывает, что вы вдруг
начинаете чувствовать себя достигшим полного совершенства и перестаёте
заниматься тем, чем занимались до сих пор. Между тем, кто хочет быть
совершенным, тот всегда должен помнить, что он ещё очень далёк от этого. Только
не довольствующиеся уже достигнутым и постоянно стремящиеся к высшим достижениям
будут почитаться потомством за лучших людей", - убеждает "Сокрытое в листве".
Так же как истинный художник считает, что лучшая его
картина ещё не написана, истинный воин должен считать, что подлинные секреты
мастерства ему ещё не доступны, как и горные высоты духа. Хотя буддийские стадии
самосовершенствования и не имеют прямых аналогов в воинских искусствах, идея
"восхождения" в обоих случаях вполне очевидна. Это восхождение осуществляется по
стадиям, которые как бы соответствуют виткам спирали в классической диаграмме,
изображающей развитие Вселенной. Спираль, уходящая в беспредельность. Только
духовное прозрение, слияние с Пустотой, с Абсолютом и ощущение внутренней
гармонии могут сделать человека настоящим Мастером воинских искусств или
Мастером чайной церемонии, икэбаны, живописи, поэзии…
http://www.aikidoka.ru/way/jutsu/jutsu5.shtml