В школах бу-дзюцу, за редким исключением, не существовало
специальных тренировочных костюмов. Поскольку полученные навыки должны были
находить применение в реальной жизни, самураи приходили на занятия в стандартном
"партикулярном" платье. Обычно это были куртка с широкими рукавами (хаори) и
широкие шаровары (хакама), не стеснявшие движений. Непременными деталями служили
кушак и повязка на лоб для удержания волос (хатимаки). На занятия полагалось
приходить босыми, хотя в быту самураи обувались в мягкие сандалии (дзори) или
сандалии в виде дощечек на подставках (гэта). Можно представить себе, с какими
сложностями при отражении неожиданной атаки сталкивались опытные мастера,
облачённые в парадные одежды - длиннейшее кимоно с рукавами почти до пола и
"выходные" удлинённые шаровары (нагабаками) со штанинами, шлейфом, волочащимся
по земле!
К обучению в школе воинских искусств (в одной или
последовательно в нескольких рю) самурай готовился с детства. Японские дети,
несмотря на присущее родителям исконно конфуцианское чадолюбие, всегда росли в
суровых условиях. В самурайских домах, как и в крестьянских, мальчишки зимой и
летом бегали в лёгком платье с непокрытой головой и босиком, либо в лёгких
соломенных сандалиях. Носки (таби) выдавались только к парадным выходным.
Отопление, представлявшее собой вмонтированную в пол жаровню с углями, было
редкостью даже в замках. Знаменитое стихотворение, в котором критики порой
усматривают нотки социальной сатиры, отражало типичную деталь средневекового
быта:
Провёл я как-то ночь
В опочивальне князя -
И всё равно продрог.
Вот что пишет автор "Сокрытого в листве" о воспитании
детей в самурайских семьях:
"Существуют вполне определённые методы воспитания ребёнка
самурайского рода.
С ранних лет нужно поощрять его храбрость, не следует
запугивать его или обманывать. Если ещё в детстве он будет мучиться тревогой и
страхами, след от нанесённого ущерба останется с ним до могилы. Родители не
должны слишком опекать ребёнка, нельзя позволять ему обнаруживать страх при
ударе грома, не нужно запрещать ему гулять в темноте. Скверное обыкновение -
рассказывать ребёнку страшные истории, чтобы заставить его замолчать, когда он
плачет. В то же время, если ребёнка слишком сильно наказывать, он вырастет
робким, самоуглублённым созданием. В любом случае необходимо заботиться, чтобы
он не приобрёл дурных черт характера".
Рацион взрослых и детей включал в основном рис, редьку,
баклажаны и огурцы, сою, кое-какие соленья, моллюсков и рыбу. Мясо, запрещённое
буддизмом, потреблялось лишь изредка, после охоты или на званых пирах в замках
знати.
С младых ногтей самурая приучали не бояться темноты,
одиночества, дикого зверя и нечистой силы. Классическая литература переполнена
рассказами о подвигах самураев, торжествующих благодаря своему хладнокровию и
мужеству над коварной нечестью. Вкус к выслеживанию, погоне, убийству прививался
на охоте. Бесстрашное отношение к человеческой крови впитывалось при упражнениях
с мечом на трупах врага, на преступниках в тюрьме, а порой и на не в чём не
повинных живых бродягах и нищих крестьянах. К пятнадцати годам, когда подросток
проходил обряд инициации и, выбрив лоб, получал два самурайских меча, он уже был
вполне подготовлен к карьере воина.
Учитывая подобную подготовку, самураи сравнительно легко
переносили физические и моральные тяготы, которые поджидали их на начальном
этапе обучения в школах бу-дзюцу. А тяготы были немалые. Месяцами длились
скучные, однообразные упражнения. Постановка базовой техники новой школы даже у
опытных самураев зачастую отнимали годы. Обучение по ускоренной программе не
практиковалось вообще, ибо принято было считать, что каждый поступивший в данную
школу (нюмонся) должен вжиться в новую систему, полностью перестроив свой
организм. Дважды в год, в зимние холода и в разгар летней жары, по восемьдесят
дней проводились усиленные занятия - "сборы", так называемые зимние учения (как-кэйко)
и летние учения (сёто-кэйко). В эти периоды тренировки продолжались почти
круглосуточно, чередуясь с часами сидячей медитации - практика, пришедшая из
дзенских монастырей. Зимой - в снегу босиком и без тёплой одежды, летом - на
солнцепёке, в духоте, под дождём. Так проходили "сборы", и точно так же проходят
они во многих школах поныне.
Преподавание с точки зрения технических деталей было
полностью подчинено канону, который не менялся в течении веков. Малейшая попытка
исправить или дополнить мастера рассматривалась как вопиющее нарушение этикета.
Само слово "учиться" (манабу) в японском языке происходит
от глагола манэбу, что означает "подражать", "копировать". Таким образом, ученик
должен был прежде всего тщательно копировать действия учителя. Далее, слово
"тренировка" применительно к воинским искусствам обозначается понятием
"закрепление и повторение старого" (кэйко), где под "старым" подразумеваются
прежде всего заветы старых мастеров.
Можно утверждать почти наверняка, что школы бу-дзюцу,
дожившие до наших дней, абсолютно идентичны если не по укладу, то по методике
обучения своим далёким предкам времён феодализма.
Методика преподавания в школах бу-дзюцу была весьма сходна
с китайской.
Первый этап - постановка базовой техники (кихон), закладка
основ правильных движений: блоков, ударов, стоек, переходов, маневрирования.
Второй этап- разучивание комбинаций (рэндзоку-вадза) из
нескольких элементарных приёмов с завершающим ударом или броском (иппон-вадза и
самбун-вадза).
Третий этап - разучивание сложных комплексов формальных
упражнений с включением многочисленных приёмов (ката), имеющих также и
прикладное значение. На этой стадии предполагался активный духовный рост,
способствовавший достижению совершенства.
http://www.aikidoka.ru/way/jutsu/jutsu4.shtml