В отличие от Китая, где антиманьчжурская борьба тайпинов и
ихэтуаней вывела воинские искусства за рамки отдельных школ и сект, сделав их
доступными для широких народных масс, японские бу-дзюцу всегда имели ярко
выраженный сословный характер и развивались в русле эзотерических традиций.
Простолюдинам изучать самурайские бу-дзюцу запрещалось. Даже внутри одного клана
далеко не каждый получал доступ в святая святых, тайным традициям школы (мицудён).
Наставления Отца-основателя и его ближайших преемников обычно фиксировались в
рукописном свитке с иллюстрациями (макимоно), который хранился непосредственно у
главы школы. Однако и располагая подобным свитком, самостоятельно, без опытного
наставника, освоить сложные комбинации приёмов было делом безнадёжным. Учитель в
течении долгих лет передавал свои знания ученикам "из рук в руки" и "от сердца к
сердцу".
Официальный руководитель школы назывался иэмото (букв.
"глава дома"). Со временем система иэмото превратилась в широко разветвлённый
узаконенный институт, объединяющий не только традиционные искусства, но и такие
разнородные области, как придворная музыка, сложение пятистиший - танка,
гадание, каллиграфия, живопись, пение, соколиная охота, игра в мяч, аранжировка
цветов, изготовление коллажей и фигурок из бумаги, театральные представления Ноо
и т. д.
Целью создания системы иэмото была максимальная
профессионализация всех "общественно-полезных" занятий по цеховому признаку,
выработка канонов и раздел сфер влияния между конкурентами. Кроме того, в рамках
каждой школы, как и в Китае, складывались особые отношения между наставниками и
учениками, представлявшие собой странную смесь конфуцианских добродетелей,
дзен-буддийской жизненной философии и низменных материальных расчётов. Целью
обучения провозглашалось постижение великого Пути (кит. - Дао, яп.- До),
присущего тем или иным предметам: мечу, копью, кулаку, цветам, чаю, бумаге и
т.п. другими словами, учитель должен был раскрыть ученикам истинное
предназначение данного предмета (например, меча) и научить извлекать из него все
преимущества, которые этот предмет может дать в земной жизни.
Поскольку древнее конфуцианское правило гласит, что долг
ученика перед учителем выше гор и глубже морей, авторитет иэмото был абсолютно
непререкаем. Поступая в школу, ученик добровольно обрекал себя на духовное
рабство, которое нередко дополнялось рабством физическим: новичкам доставалась
вся грязная работа в доме учителя.
В разраставшихся школах, которые насчитывали порой десятки
и сотни человек, иэмото назначали из числа лучших учеников старших инструкторов
(сихин), однако оставляли за собой право приёма экзаменов и выдачи лицензий на
преподавание. В дальнейшем стали появляться преподаватели нескольких разрядов,
которые постепенно передавали своих учеников из младшей группы в старшую.
Создавалась иерархическая лестница, в основном копировавшая структуру отношений
в самурайских кланах. Как уже отмечалось, новшества и всевозможные нововведения
в подобных условиях были почти невозможны, и поэтому школы бу-дзюцу сохранили
все свои изначальные особенности до наших дней.
Верность господину и беспрекословное подчинение наставнику
стали основой педагогической системы средневековых школ бу-дзюцу. "Когда
личность - а не разум, душа - а не рассудок избираются учителем в качестве
материала для работы, всё занятие обретает священный характер", - пишет Нитобэ
Инадзо в книге "Бусидо. Душа Японии".
"Родители дали мне жизнь, учитель сделал меня человеком",
гласит одна из заповедей самурайства. При такой постановке вопроса почёт и
уважение, оказываемые учителю, были чрезвычайно велики. "Твои отец и мать
подобны небу и земле, - гласит другая заповедь. - Твои господин и учитель
подобны солнцу и луне". Нетрудно проследить в этих изречениях кровное родство с
широко известными конфуцианскими догмами, на которые опирались правители
феодальной Японии. Обучение в родовых, семейных школах начиналось чуть ли не с
младенчества, и от юного неофита не требовалось иных гарантий верности, кроме
кровных уз. Традиция оттачивалась из поколения в поколение, достигая в каждом
новом отпрыске рода предельного блеска и совершенства. Постепенно семья
разрасталась в силу естественного прироста, и обладателями секретов школы
значительное число людей. Это была элитарная прослойка рю, приобщённая к "тайным
заповедям". В некоторых случаях все они были связаны обязательством никогда,
никому и ни под каким видом не выдавать своих особых познаний - на протяжении
веков дзюцу бытовало в узких рамках родовой школы. Иногда прославленные мастера
благодаря своим ратным подвигам получали назначение на официальную должность
придворного или армейского наставника фехтования, стрельбы из лука и т.п.
Естественно, вассальный долг обязывал виртуоза не за страх, а за совесть обучать
молодых самураев, что он и делал, не посвящая, впрочем, своих подопечных в
мицудэн.
В рю, сформированных по принципу профессионального отбора,
приём и посвящение осуществлялись по-иному. Многое роднит их с китайскими
школами у-шу. Абитуриента, если он не был лично знаком с главой школы,
непременно рекомендовал кто-либо из старших учеников. Поступающий должен был
представить доказательство своего благородного происхождения из семейства
самурая (букэ) или киотской дворцовой знати (кугэ). Далее в процессе
собеседования выяснялась степень его физической и духовной подготовки и
оговаривались условия занятий (большинство школ были платными). Если беседа
заканчивалась обоюдным согласием сторон, поступавший расписывался кровью, а
точнее, как было принято на Востоке, ставил фамильную печать под уставом школы.
Правила, перечисленные в уставе, варьировали большинство положений Бусидо, делая
особый упор на уважении учителя (сэнсэй) и старших по уровню мастерства (сэмпай).
В любом уставе требование секретности стояло на одном из первых мест. Нарушение
обязательств по отношению к школе каралось смертью. Рю во главе с верховным
наставником функционировала во времени и пространстве как некое независимое
социальное объединение, братство по оружию. Прошедший полный курс обычно получал
сертификат в виде свитка с печатью учителя, но на этом связи со школой не
прерывались, ибо считалось, что долг перед наставником оплатить в земной жизни
невозможно.
http://www.aikidoka.ru/way/jutsu/jutsu3.shtml