"Хроники воинских дел" ("Будо дзенрайки") сохранили имена
некоторых мастеров дзю-дзюцу периода междоусобных войн (XV - XVI вв.), таких,
как Хитоцубаси Дзёкэн и Сикигути Дзюсин. Однако об их жизни и деятельности почти
ничего не известно. Большинство сведений о мастерах бу-дзюцу заключено в своде
"Биографии основателей школ" ("Дэнсё"), также неполном и малодоступном.
Описания, содержащиеся в "Дэнсё", относятся главным образом к эпохе Токугава -
периоду продолжительного мира, когда после нескольких веков беспрерывных смут
самурай мог наконец самозабвенно посвятить себя любимым занятиям и вволю
порассуждать на тему о воинских искусствах. Количество школ дзю-дзюцу при
Токугава достигло рекордной цифры - около семисот.
Как уже отмечалось, большинство школ дзю-дзюцу строили
свои занятия не только и не столько на отработке приёмов без оружия, сколько на
освоении приёмов против оружия с голыми руками и против оружия с оружием, то
есть комбинированного рукопашного боя.
Так, из сочетания кэн-дзюцу и дзю-дзюцу родились школы
Араки-рю (основана Араки Матаэмоном в начале XVII в.), Асаяма итидэн-рю, Мусо-рю,
Син-син-рю,ю Ёсин-рю, Кураку-рю, Итин-рю, Тэнcин Cинъё-рю (синтезировавшая
традиции Ёсин-рю и Син-но синдо-рю и прославившаяся такими мастерами, как
Минамото-но Масатори и Янаги Сэкидзай).
Самурайский клан Курода вошёл в историю дзю-дзюцу
благодаря заслугам Сасабара Сиродзаэмона, основателя мощной школы Рёи синто-рю (XVII
в.), конкурировавшей впоследствии с мастерами дзю-до, воспитанниками Кано
Дзигоро на решающем турнире.
Влиятельная школа Ягю-рю, основанная в конце XVI в. Ягю
Мунэёси, снискала зловещую популярность благодаря коварным интригам и
вероломству Ягю Мусэмори, наставника фехтования при дворе сёгуна Токугава Иэмицу,-
того самого, которому адресовал свои назидания преподобный Такуан.
Большую роль в становлении современных воинских искусств
сыграли школы Кито-рю и Дайто-рю. Школы чаще всего ожесточённо соперничали друг
с другом, доказывая превосходство броска через бедро, подсечки опорной ноги или
удара кулаком в переносицу. Различия между ними заключались в постановке
дыхания, способах и в преобладании той или иной группы приёмов: бросков с
участием бёдер и корпуса, бросков при помощи болевых заломов рук, удушающих
захватов или подсечек с подкатом, рубящих или тычковых ударов. Однако общих черт
было несравнимо больше, что позволило впоследствии создать на основе дзю-дзюцу
универсальные системы борьбы - дзю-до и айкидо.
Как уже говорилось выше, самураи использовали искусство
борьбы без оружия в том случае, когда меч ломался, при внезапном нападении
неприятеля ночью или же при переходе воинов после сражения на мечах к
рукопашному бою. Кроме того, самураи применяли свои секретные приёмы в случаях,
когда было нежелательно употребление меча. Так, во время шествия торжественной
процессии даймё (даймё-рёгэцу), окружённого свитой своих самураев, каждый
местный житель или путник должен был выражать своё почтение князю
коленопреклонением, при котором кланяющийся касался лбом земли. В случае
неуважительного отношения к феодалу, выражавшегося в нежелании кланяться,
вассалы даймё использовали против "упрямцев" не меч, хотя они имели на это
право, а приёмы дзю-дзюцу, избегая тем самым особого внимания со стороны
публики.
Дзю-дзюцу воины обучались в многочисленных клановых школах
под наблюдением опытных наставников, причём тайна приёмов строжайше охранялась,
что делало эту борьбу привилегией только высших сословий, недоступной для
народа. (в противоположность дзю-дзюцу, японские крестьяне, не имевшие права
носить мечи, разработали свою собственную систему борьбы без оружия, при помощи
которой они могли обороняться от вооружённых самураев. Эта борьба называлась
каратэ-дзюцу или каратэ-до. В её основу легли древние приёмы рукопашного боя,
заимствованные жителями о-вов Рюкю из Китая. Не удивительно, что идея
заимствования этих приёмов возникла первоначально именно у рюкюских крестьян,
которые по своей этнической принадлежности были отличны от собственно японцев,
удерживавших население Окинавы и других островов архипелага в подчинении при
помощи силы самурайских дружин из Японии). Самураи начинали упражняться в
искусстве борьбы ещё мальчиками, но даже самым крепким из них требовалась
непрерывная практика в течении нескольких лет, чтобы овладеть её приёмами.
Школы формировались исторически, согласно принципам
кровного родства (сэй) или профессиональной общности (дай). Чаще всего в период
зрелого и позднего средневековья рю действовали в рамках отдельных самурайских
кланов и являлись достоянием клана.
Большинство японских школ, как, впрочем, и китайских или
корейских, были обязаны своим происхождением подвижнической деятельности
Отца-основателя (сёсэй, или сёдай), удостоившегося божественного откровения
после долгих лет поисков. Пресловутое "откровение" (тэнсин сё), даже если оно и
впрямь имело место, непременно приписывалось благочестивому самураю или
храмовому воину (сохэй) для вящего престижа. Многие рю, окутанные ореолом
таинственности, носили более или менее заметный отпечаток влияний тантрического
буддизма и синтоистской мистики. Почти все имели "опорный пункт" в каком-либо
буддийском или синтоистском храме, где не только отправлялись местные и
общегосударственные культы, но и шли регулярные занятия. Храмы, особенно
дзенские, с их специально оборудованными залами для медитации и просторными
дворами, были идеальным местом для упражнения в бу-дзюцу.
http://www.aikidoka.ru/way/jutsu/jutsu1.shtml