Дзю-дзюцу
(часть I)
Упоминания именно о дзю-дзюцу (в другом чтении - явара) -
"искусстве мягкости, податливости", впервые встречаются в новеллах памятника
"Повести о ныне уже минувшем" - ("Кондзяку-моногатари", XI в.) Вполне вероятно,
что в ту пору уже существовали отдельные, весьма малочисленные и строго
засекреченные школы кэмпо (боевых искусств) при дворах феодалов и в буддийских
монастырях, которые были одновременно грозными крепостями с гарнизонами,
состоявшими из монахов-воинов - сохэй. В эпических повествованиях XIII в. -
"Повести о доме Тайра" ("Хэйкэ моногатари") и "Повесть о великом мире" - ("Тайхэйки"),
густо насыщенных батальными сценами, буси, как правило, выбивают противника из
седла, затем прыгают на него сверху и вполне ординарно стараются прирезать или
задушить.
Хитроумные приёмы ёрои-кумиути в массе своей были явно
континентального происхождения. Строго говоря, каждый новый взлёт воинских
искусств в Японии был результатом прямых контактов с Китаем или Кореей. Навыки
обращения с различными видами холодного оружия (кроме лука) пришли к буси в
процессе оживлённых дипломатических и торговых контактов с танским Китаем в VIII
- IX вв. Позже, когда контакты были в основном свёрнуты из-за великодержавных
поползновений китайских императоров, опальные вельможи и полководцы, бежавшие за
пределы Поднебесной, нередко находили приют на Японских островах. В конце XIII
века завоевательные походы Хубилая, широко использовавшего китайских солдат,
предоставили самураям ценных пленников, многие из которых владели теми или иными
стилями боевых искусств (цуань-шу). Тогда же, видимо, многие крупные
военачальники из Южного Китая, долго сдерживавшие натиск монгольских орд,
вынуждены были иммигрировать в Страну Восходящего солнца. Японские авторы
возводят родословную некоторых рю (школ) к доисторическим (и сугубо мифическим)
временам, единодушно замалчивая при этом фактор внешнего воздействия. Между тем
не секрет, что сам термин дзю-дзюцу, широко применявшийся в китайских и
корейских школах кулачного боя, происходит от знаменитого изречения Лао-цзы о
воде, одолевающей камень. Другой термин - субаку, - обозначающий в некоторых
источниках то же понятие, происходит от корейской борьбы субаку, с которой
познакомились воины Хидэёси во время печально знаменитых походов на материк в
конце XVI в.
В памятниках эпохи Токугава отмечается, что большой вклад
в совершенствование дзю-дзюцу внесли китайские иммигранты. Среди них наиболее
известен Чэнь Юаньбин, мастера у-шу, (в японском произношении - Тин Гэмпин),
познакомивший японских воинов с боевым искусством Шаолиня.
Чэнь Юаньбин родился в 1587 году в провинции Чжэцзян,
происходил из старинного и знатного рода и с самого раннего детства получил
хорошее образование. В возрасте 27 лет он поступил на обучение в знаменитый
монастырь Шаолинь, где провел 13 месяцев (1615-1616). Когда ему было 35 лет, в
1621 году, он впервые приехал в Японию, в Киото, в качестве переводчика при
посольстве и зимой того же года поступил на службу к князю Мори. В 1625 году он
поселился на горе Корин-дзан в уединенной келье ревностного поклонника буддизма
Нагатоя Кюбэй из местечка Адзабу Иикура. На месте этой обители на следующий год
был выстроен монастырь Корин-дзан Кокусё-дзи, ставший основным "тренерским
центром" Чэнь Юаньбина. Его первыми учениками стали три ронина (бродячих
самурая) - Фукуно Ситироэмон (Масакацу), Исогаи Дзиродзаэмон и Миура Ёдзиэмон (Ёситацу),
а также монах Кюэн и члены семьи Нагатоя. Пройдя обучение у китайского мастера,
монахи Кокусё-дзи и семья Нагатоя на протяжении ряда поколений сохраняли
традицию Чэнь Юаньбина в неизменном виде, прозвав её "Гэмпин-рю дзю-дзюцу", а
ронины разбрелись по разным провинциям Японии и создали собственные школы,
каждая из которых стала истоком для десятков других, благодаря чему имя
китайского мастера стало широко известно в среде мастеров бу-дзюцу.
Однако Чэнь Юаньбин не был первым, кто познакомил японцев
с шаолиньским ушу. По свидетельству хроник Шаолиня, начиная с XIV века в нем
периодически обучались японские монахи, многие из которых активно занимались
ушу. Так в 1312-1324 годах в Шаолине жил японец, известный под монашеским именем
Дачжи. Уже через несколько лет после своего прихода в монастырь он стал одним из
ведущих специалистов по кулачному бою и искусству владения палкой, и добился
такого уважения у китайских собратьев, что был допущен на занятия главного
наставника Шаолиня по ушу мастера Хуэйвэня, который впервые в истории монастыря
передал иностранцу секреты техники боя с 18 каноническими видами оружия.
В мае 1327 года в Шаолинь пришел сын Дачжи, принявший
монашеское имя Дэши. Он должен был провести в монастыре три года, но монахи,
подружившиеся с умным, трудолюбивым и дружелюбным японцем, упросили настоятеля
разрешить Дэши остаться в монастыре еще на несколько лет, благодаря чему он
получил возможность овладеть "тайными" разделами кулачного искусства, к изучению
которых допускались лишь старшие монахи.
В 1347-1379 годах в Шаолине обучался японский монах,
известный под китайским монашеским именем Чжаоюань. В "Хрониках Шаолиньского
монастыря" о нем говорится: "Он искушен в китайском языке и каллиграфии. Сначала
он занимал пост делопроизводителя, а затем - старшего монаха, к тому же он в
совершенстве овладел техникой шаолиньского боевого искусства".
Вообще в XVI-XVIII китайские ушу оказали колоссальное
влияние на развитие дзю-дзюцу. Благодаря им в арсенал боевого искусства Японии
вошли разнообразные удары руками и ногами, многочисленные варианты болевых и
удушающих захватов.
http://www.aikidoka.ru/way/jutsu/jutsu1.shtml