В древней Японии борьба была довольно примитивной. Вот как
описывает ее "Нихонги" ("Анналы Японии"): "...Номи-но Сукунэ прибыл из Идзумо, и
ему и Тайма-но Кэхая немедленно повелели бороться. Эти мужи встали друг напротив
друга. Оба подняли ноги и пнули друг друга. И Номи-но Сукунэ сломал ударом ребра
Кэхая, и еще раз ударил и сломал ему поясницу. Посему земля Тайма-но Кэхая была
захвачена и целиком отдана Номи-но Сукунэ."
Подобные состязания в "Нихонги" называются тикара-курабэ -
"соизмерение сил". Думается, это название довольно точно отражает их суть.
Именно сила, а не техника и ловкость определяли победителя в схватке.
В V-VI веках на основе тикара-курабэ сложилась популярная и
ныне борьба гигантов - сумо, а точнее - его ранний вариант сумаи. К периоду Нара
эта борьба получила широкое распространение. Именно к этому времени относятся
достоверные сведения о проведении состязаний по сумо.
Что касается техники тогдашнего "сумо", то она,
по-видимому, была довольно примитивна и включала в себя в основном толчки, сбивы,
заваливания. Упор делался на силу. Борцы стремились путем специальной диеты
увеличить собственный вес и, судя по изображениям, им это удавалось даже в те
далекие, не вполне обеспеченные времена. На турнирах удары перестали применяться
из-за их чрезвычайной опасности для здоровья, но в реальном бою борцы часто
применяли удары руками и толчковый удар пяткой вперед. Так как победа в
ритуальной схватке присуждалась борцу, бросившему противника наземь, то борьба в
партере не велась и, соответственно, не изучалась.
Первая китайская волна
VIII-IX века стали весьма важной вехой в истории борьбы без
оружия в стране Восходящего солнца. В это время усилились контакты с материком,
и мощный культурный поток вместе с тысячами переселенцев хлынул из Китая и Кореи
в Японию. Иммигранты привезли с собой свои оригинальные методы боя, в которых
основное место отводилось разнообразным ударам руками и ногами, болевым приемам
на суставы. В этой связи нужно упомянуть полулегендарную школу сёсё-рю ("школа
всех наград"), сообщения о которой то появляются то исчезают в источниках
XII-XIV веков. Создателем сёсё-рю считается выходей из знатного китайского
иммигрантского рода, великий полководец Саканоуэ Тамурамаро, прославившийся
своими победами над айнами. Спецификой этой школы было развитие исключительной
силы руки и сверхзакалка ударных поверхностей, что, якобы, позволяло пробить
стальную пластину панциря. Источники сообщают, что когда непобедимый
военачальник конца XII века Минамото Ёсицунэ увидел работу мастера сёсё-рю, то
был потрясен до глубины души.
Заметный след в истории японской борьбы без оружия оставила
и школа тёсуй-рю, созданная Отомо Комаро, изучившим китайское кулачное искусство
у мастера Цзяньчжэня, приехавшего в Японию в правление императора Кокэна
(749-758). Позже, в середине XIV века самурай Урабэ-но Сукунэ Канэсада
усовершенствовал ее технику, добавив приемы китайского наставника Суньжэня Исю.
Канэсада назвал искусство Тёсуй-рю "дакэн-дзюцу" - искусство кулачных ударов.
Техника безоружного поединка Тёсуй-рю легла в основу Куки Синдэн-рю - одной из
самых влиятельных школ японских бу-дзюцу.
Ёрои-кумиути
Примерно с X века, параллельно со становлением военного
сословия самураев начала складываться специальная боевая система борьбы в
доспехах - ёрои-кумиути (кумиути, ёрои-гуми, каттю-гуми). Во многом она походила
на сумо - те же толчки и сваливания. Это легко объяснимо, ведь бойцы в сражениях
носили доспехи, тяжесть которых с успехом заменяла искусственно нагнанный вес
сумоиста. Да и громоздкие, похожие на коробки панцири мешали брать удобный
захват. Тем не менее техника ёрои-кумиути была намного богаче. Здесь не было
условных ограничений как в сумо - вести борьбу только стоя, ни в коем случае не
падать на землю, не применять удары и оружие. Бойцы были вольны использовать
любые приемы и способы - важен был лишь результат.
Приемы ёрои-кумиути использовались во всех случаях, когда
воин терял оружие - ронял его, ломал и т.п. В битвах X-XIII веков бой начинался
с перестрелки из луков, за которой следовала встречная атака и противники тут же
оказывались на земле. Меч в такой ситуации использовать было очень сложно - его
попросту некогда было вынимать из ножен. Поэтому ёрои-кумиути пользовалось в те
дни гораздо большим почетом, чем фехтование на больших мечах-тати. Зато короткий
меч-котати или кинжал-танто обладали большой популярностью, так как ими можно
было воспользоваться в бою в стиле ёрои-кумиути.
Основу ёрои-кумиути составляли различные борцовские приемы
- захваты, броски, заломы, удушения - позволявшие эффективно вести бой с
вооруженным и одетым в доспехи противником. При случае воины могли также
использовать удары руками и ногами, но только как вспомогательное оружие - о
вражеский доспех было проще отбить руку или ногу, чем нанести какой-нибудь вред.
Главным в ёрои-кумиути было правильное использвание бедер и
силы конечностей. Достигалось это при помощи специального обоюдного
симметричного захвата, который назывался ёцу-гуми - "четверное сцепление". В
ёцу-гуми оба бойца плотно обхватывали друг друга, не хватаясь при этом руками за
пластины доспеха. Такой захват помогал воину сохранять равновесие и мобильность
и позволял эффективно контролировать действия противника.
В любой удобный момент один или оба бойца были готовы
мгновенно обнажить короткий меч или специальный кинжал для пробивания доспехов,
называвшийся ёрои-доси. Ёрои-доси носили заткнутым за пояс на правом бедре,
выхватывали его обычно левой рукой. Требовалось замечательное умение, чтобы
контролировать противника одной рукой и поддерживать равновесие, пока вторая
извлекала кинжал из ножен и пыталась поразить уязвимую, не прикрытую доспехами
часть тела противника. Сделать это в свалке было крайне трудно, так как
требовалось попасть в маленькую щель между пластинами, да еще под строго
определенным углом.
В ёрои-кумиути часто применялись разнообразные броски с
падением, в которых боец стремился использовать вес собственного тела и тяжесть
доспеха, чтобы опрокинуть противника на землю. После броска он стремился
навалиться всей массой сверху и использовал удержание, чтобы обессилить врага, а
затем прикончить ударом кинжала.
Мастера ёрои-кумиути стремились к максимально эффективному
использованию особенностей конструкции японского доспеха. Так, при нападении
сзади рывком за козырек шлема вверх, когда задняя пластина упиралась в основание
шеи, можно было легко сломать шейные позвонки. Металлическое кольцо для
крепления колчана на задней пластине панциря применялось в качестве удобной
рукоятки при бросках через бедро.
Как видно из описания техники ёрои-кумиути, этот вид борьбы
был рассчитан в основном на столкновение один на один. В те времена, в X-XIII
веках, сражения, как правило, превращались в колоссальные турниры с
традиционными громогласными возглашениями родословных, с театральными вызовами
на бой. Самураи считали ниже своего достоинства сражаться с противником, не
назвавшим своего имени и не имеющим благородного происхождения, не желали
унижаться до того, чтобы убивать врага скопом, когда невозможно определить, кто
же проявил большую доблесть в сражении. Все это предопределило специфический
характер ёрои-кумиути как искусства побеждать в рукопашном поединке в доспехах.
Его последователи не задумывались о необходимости предохраняться от нападения
сзади. Сцепляясь с противником, они уже не могли реагировать на жействия других
противников... И зачастую оказывались жертвами этих недосмотров.
На протяжении очень долгого времени - примерно с XI по XVI
века - ёрои-кумиути являлось главной формой борьбы без оружия, но канонизировано
оно было довольно поздно - в XIV-XV веках. Хотя ёрои-кумиути вошло в программу
многих школ бу-дзюцу, за первенство в его канонизации спорят две школы: Мусо
тёкудэн-рю, по преданию основанная еще в XIII веке легендарным буддийским
монахом Икэйбо Тёхэн, и Цуцуми Ходзан-рю, созданная в XIV века учеником
полулегендарного основателя японских бу-дзюцу дзэнского монаха Дзион Цуцуми -
Ямасиро-но ками Ходзан.
Когусоку
Начиная с середины XVI века японское искусство рукопашного
боя без оружия претерпевает революционные изменения. Это было предопределено
многими факторами. Изменился общий характер ведения боевых действий. Сражение
этого периода - уже не грандиозный турнир, а столкновение армий, где роль
индивидуального воина отходит на второй план перед коллективными действиями.
Здесь никто не откликается на вызов на поединок, стальная конная масса попросту
давит воина-одиночку, а стена копецщиков во мгновение ока превращает его в
решето. Нападения сзади, вдесятером на одного становятся обычным делом. По
сравнению с предыдущим периодом резко возросла численность армий, которые теперь
комплектуются не только из благородных буси, но и из простолюдинов. Рост
количества воинов в сочетании с новой маневренной тактикой ведут к изменению
защитного вооружения, которое должно стать легче и дешевле. И в XVI веке
появляется облегченный чешуйчатый доспех гусоку работы знаменитого мастера
Мацунага Хисасигэ. Широкое распространение получает его сокращенная форма
когусоку, состоящая только из грудной пластины, набедренника, наголенников и
наручей, служившая для экипировки полчищ рядовых солжат-пехотинцев асигару
("легконогие").
В результате всех этих перемен складывается новая система
рукопашного боя в облегченном доспехе когусоку, известная под названиями
когусоку и коси-но мавари ("окружающее поясницу"). По сравнению с ёрои-кумиути
арсенал когусоку был гораздо шире. Здесь и знакомые нам по дзюдо и айкидо броски
через бедро, спину, плечо; оригинальные перевороты противника вниз головой с
последующим опусканием черепом на мостовую; разнообразные подсечки; болевые
приемы на локоть и колено, шейные позвонки. В когусоку уже довольно широко
применялись удары, рассчитанные на поражение не прикрытых доспехом частей тела -
почек (круговой удар кулаком в обход туловища), паха (удар типа "апперкот" под
"юбку" доспеха), колена (удар ребром стопы) и т.п. Изобретение когусоку
приписывается Такэноути Хисамори, который был силен духом, но мал ростом и слаб
телом, а потому мечтал научиться побеждать более сильных и рослых противников за
счет ловкости и техники.
Когусоку в тот период не вытеснило ёрои-кумиути, поскольку
самураи высших рангов по-прежнему носили тяжелые доспехи, способные защитить
даже от мушкетной пули. В результате многие школы бу-дзюцу ввели в свою
программу оба этих вида рукопашного боя. Примером такой системы является
известная школа Ягю Синган-рю, где четок разграничивается уровень асигару -
когусоку, и уровень буси - ёрои-кумиути, а кроме того имеется еще и дзю-дзюцу -
то есть искусство ведения боя без оружия (или с малыми подручными видами оружия)
и без доспехов, но это уже следующий этап эволюции японской борьбы.
http://www.souz.co.il/clubs/read.html?article=2067&Club_ID=21