Мы не ставим своей целью здесь проведение сравнительного
анализа техник "старой школы" Дайто-рю Айки Дзю - Дзюцу и современного
Айкидо, но в ней мы попытаемся непредвзято ответить на вопрос; как же случилось,
что безусловно эффективная техника "старой школы", в большинстве современных
додзё, где практикуют Айкидо, стала лишь формой динамических упражнений, которые
не могут обеспечить защиту в реальной боевой ситуации. Тема, о которой пойдет
речь, очень обширна и многопланова и желая избежать чрезмерного цитирования, мы
не будем касаться вопросов философии и становления Айкидо, т.к. подробную
информацию по этому вопросу, вы сможете почерпнуть из книг, список которых
приведен в конце данной статьи. Итак, рассмотрим путь и тенденции развития
современных школ Айкидо.
В книге Тосисиро Обата "Айки-Дзюцу Самураев" коротко
описана история возникновения школы Дайто-рю Айки- Дзю - Дзюцу и даны биографии
выдающихся представителей этой школы, включая и того, кто открыл Дайто-рю
современному миру, Сэнсэя Сокаку Такеда. Коротко приведем ее, воспользовавшись
информацией официального сайта школы Дайто-рю Айки Дзю - Дзюцу :
"Такеда Сокаку - второй сын Такеда Сокичи, родился 10
октября 1859 г. в особняке Такеда в Оики в Айзу, префектура Фукисима. В детстве
Сокаку учился кендзюцу, сумо и Дайто-рю у отца, а Оно-ха Ито-рю в Ёкикан додзё у
Сибуя Тома.
В 1873 г. Сокаку прибыл с отцом в додзё друга отца, мастера
меча Сакакибара Кенкичи. Он остался у него учиться. Там он встречался со многими
мастерами меча; учителями из школы правительственных охранников. Он научился
владеть мечом (кен), палкой (бо), короткой палкой (дзё), луком (ханкун),
научился бросать дротики (сюрикен), а позже - работать с копьем (инка).
Сокаку путешествовал по всей Японии, совершенствуя свои
способности, где бы он ни находился. В это время он посещает тайное убежище
Удомуодзин для молитв и духовных размышлений, а также уединённых тренировок. Его
мастерство во владении мечом было так высоко и бесподобно, что его прозвали
"Маленький Тенги Айзу" (тенги - демоны, известные превосходным владением боевыми
искусствами).
В 1875 г. Сейго Такамори выступил против нового
правительства Мейдзи. Сокаку решил выступить на его стороне, но кампания не
удалась, и он на 10 лет остался в Осаке в Куомин-Мейчи-рю додзё мастера меча
Момонои Сунзо.
Сокаку учился Дайто-рю у своего отца Сокичи, но осикиучи он
научился у Сайго Таномо. После реставрации Мейдзи в 1868 г. Таномо Сайго стал
священником Синто и взял имя Хосина Чиканори. В 1875 г. Сокаку навестил его и
стал готовиться стать священником и в то же время он получал наставления в
овладении искусством Осикиучи. И хотя священником он так и не стал, но достиг
необыкновенных успехов в понимании работы сознания других людей, чтении их
мыслей, и истинной глубины в познании Осикиучи. 12 мая 1898 г. Чиканори в своей
поэме уподобляет Сокаку течению реки - как течению времени.
С началом периода Мейдзи век мастеров меча закончился. Так
появились предпосылки для развития Дзю - Дзюцу .
Итак, расцвет Дайто-рю Айки дзю - дзюцу был обеспечен. В
это время Сокаку определил себя как практикующего Дайто-рю Айки дзю - дзюцу и
Она-ха Итто-рю. Он путешествовал по Японии и учил этому искусству.
Сокаку был всего 150 см ростом, но у него был очень
пронзительный взгляд, а техника выполнялась на супервысоком уровне. Он знал
прошлое, настоящее и будущее человека, даже не поговорив с ним. Среди его
известных студентов были Сайго Тсугумучи, мастер меча Симое Хидетаро, Морихей
Уесиба. Он имел около тридцати тысяч учеников, и все они вошли в его книгу,
сохранившуюся до сегодняшних дней.
В свой последний год он жил на Хоккайдо. Он умер 25 апреля
1943 г. в возрасте 86 лет.
Что такое Дайто-рю?
Искусство Дайто-рю - одна из самых старых традиций
японского ко рю будзюцу. Оно произошло от слияния нескольких боевых стилей в
клане Айзу, где очень почитались внешние формы будзюцу.
Создание Нисинкан со всеми его додзё и разнообразием
способов обучения - это только часть обстоятельств, что сделали доминирующим
развитие Дайто-рю в клане Айзу.
Решающим фактором было то, что Айзу объединил верные,
надежные семьи и отдельных личностей, каждый из них принес свой стиль, опыт в
Дзю - дзюцу , умение владеть мечом, копьем и скакать на лошади. Небоевые
искусства также здесь почитались: каллиграфия, поэзия, целительство, этика,
этикет и другие, также приближающие к внутреннему миру.
Преимущественно, этикет был связующим звеном между всеми
направлениями (дисциплинами), которым обучался дух воина и служил мерилом его
индивидуальных и боевых способностей.
Наиболее традиционная линия Дайто-рю до сих пор отдает
предпочтение духовному воспитанию студентов и судит об их прогрессе по изменению
характера, уровня преданности, человечности, воле, способствуя, таким образом,
процветанию додзё, прогрессу слабых студентов, помогает в других областях,
опирающихся на уровень духа.
Эти качества позволяют посвящать достойных студентов во
внутренние секреты искусства.
Техники Дайто-рю без оружия разделены на группы, называемые
"мокуроку". Содержание каждой группы соответствует определенным линиям Дайто-рю,
в каждой из них они размещены в порядке разучивания. Каждая группа техник
снабжена иллюстрациями, показывающими практическое применение (действие)
принципов. Каждая индивидуальная техника в группе служит примером определенного
типа действия принципов. Каждая вариация отдельной техники вписывается в ряд
этих принципов.
Хотя техники могут казаться устарелыми для постороннего
наблюдателя, но именно эти техники делают искусство вечным. Принципы никогда не
даются студентам в чистой форме. Такой подход направлен на достижение основных
целей - тренировки духа и желания работать. Традиционное учение Дайто-рю не
приемлет длинных и нудных рассуждений, поощряется ритмичная тренировка. Таким
образом, сильный дух достигает "сатори" (просветления).
Основная группа (хиден.соден мокуроку) - это основа всех
техник , она - основа последующих групп. Как во всех истинных будзюцу, в
Дайто-рю нет быстрых путей к постижению.
Традиционно техники преподаются на 3-х различных уровнях:
Кихон (основная), Оё (практическое применение) и Хенко (изменение, вариации).
Основная форма используется для публичных демонстраций; и часто, и намеренно не
показываются детали выполнения техники, чтобы наблюдающий не мог ее "украсть".
Некоторые учителя имеют высокий уровень в сокрытии или изменении элементов
техник на демонстрациях, причем техники всё равно выглядят эффективно. Некоторые
студенты пытаются при этом копировать, что приводит к потере внутренней сути и
формализму. Несмотря ни на что, программа обучения Дайто-рю остается одной из
наиболее полных и всесторонне иллюстрирующих традиции ко рю будзюцу.
Ее потенциал сокрыт в кажущейся запутанности и в
требованиях к студентам в физическом и ментальном плане. В конце, когда цикл
окончен, приходит понимание, что учеба кончается лишь со смертью. Только когда
ученик приступает к реализации простоты, кажущейся непостижимой, прикладывает
все возможные усилия, доказывает свою настойчивость и упорство - то он
заслуживает учения и права учить.
Система рангов в Дайто-Рю
В древности в Дайто-Рю не было системы рангов (данов),
похожей на современную. Было несколько ступеней в Учении, например Окю,
Те-ходоки и т.д. Не было и нумерологического разделения уровней и цветных поясов
для каждого из них. Сегодня система кю-дан признается всеми и опирается на
эквиваленты Мокуроку. Во многих случаях она не обязательна, и многие учителя
могут вообще не иметь поясов.
Студенты Дайто-рю должны все время совершенствоваться и,
совершенствуясь, понимать, что они тренируются не ради диплома, дана или пояса.
Если вы хотите получить быстрые технические результаты, то мы советуем вам
выбрать другое направление или пересмотреть свое отношение к Дайто-рю.
"Не говорите мне о тех, кто хочет научить вас драться. Тот,
кто ищет духом, увидит это. Дайте слепцу технику, и он попытается доказать свою
силу всем. Дайте великому человеку великое искусство, и вы увидите великого
человека, который уважает и улучшает жизнь!
Будо - это жизнь. Это то, чему я пытаюсь научить, потому
что так учили меня..."
Сенсей Есинори Ичикава
27 преля 1997 г.
Тренировка в Роппукай
Близкий контакт - для всех студентов и изучение истории
Дайто-Рю - важная часть Роппукай.
Метод обучения Дайто-Рю пришел от учеников Сокаку Такеды и
происходит через понимание, чувствование характера техники.
Соден
В Дайто-Рю тренировки начинаются с Содена, то есть с
изучения укеми (падения и перекаты), тай-сабаки (движения тела), те-сабаки и
аси-сабаки (движения рук, ступней и ног), защита от захвата, продолжение защиты
против ударов кулаками, ногами и оружием. При этом оружием может быть как
длинная или короткая палка (танбо, дзё и габо), так и нож или меч (танто или
катана).
Существуют техники, которые могут выполняться из положения
стоя, сидя или лежа. Первая литературная попытка передачи знания - это Хиден
Мокуроку, в нем описываются 18 техник Дзю - дзюцу на уровне Соден.
Чуден
Это продвинутые техники Дзю - дзюцу с длинными мягкими
движениями (известными и в Айкидо). Действенная, реальная тренировка айки
состоит из комбинаций этих техник и техник из Соден. На этом уровне допускается
использование некоторого момента силы, нескольких шагов и длинных движений.
Окуден
Когда вы выполняете Окуден, все движения должны быть,
насколько возможно, с малым дыханием, рефлексами. Круговые движения и ритм
заменяют использование физической силы. На уровне Окуден техники короткие и
быстрые, нет необходимости вести атакующего с расчетом бросить его.
Реакция (рефлекс, импульс, сила) атакующего используется
против него. Он (атакующий) получает небольшой шок, похожий на электрический,
активизирующий его рефлексы, и таким образом, становится легко манипулировать
его телом, вовлекая его в движение.
Хиден
Это секретные техники. Настоящее айки всегда включает
мягкие техники с участием дыхания и использованием всего тела. Вы легко
прикасаетесь к атакующему, сливаетесь с ним, техники ( используемые далее) очень
незаметны, даже опытный последователь будо не может их заметить.
Привлекательность и очарование этой техники состоит в отсутствии необходимости
применять физическую силу, при этом сила атакующего обращается против него
самого.
Категории
Чтобы получить первую степень, необходимо тренироваться 7
раз в месяц и посетить 2 семинара Сонси.
Студент может получить степень, если он тренируется
усиленно и быстро прогрессирует.
К тренировкам допускаются достигшие 10 лет. Юношеские
ступени определены для детей от 10 до 14 лет.
Получить черный пояс могут лишь достигшие 16 лет.
www.zanshin.spb.ru/school.htm