Легенды
утверждают, что впервые сформулировал принцип мягкой податливости врач из
Нагасаки по имени Акаяма Сиробэй (в другой версии - Миура Ёсин), который в
течении ряда лет изучал в Китае традиционную медицину. Там он познакомился с
техникой бросков, болевых приемов и ударов системы, которую он называл хакуда.
Вернувшись на родину, он основал частную школу боевого искусства, где начал
преподавание техники хакуда. Однако монотонность тренировок привела к тому, что
вскоре почти все ученики отверулись от Акияма. Через четыре года после открытия
своего доозё врач закрыл его и удалился в буддийский монастырь для стодневной
медитации.
Как рассказывает легенда, однажды ранним морозным утром
Акияма вышел прогуляться в сад. Здесь его внимание привлекла замечательная
картина: накануне выпал обильный снег, и у многих деревьев были сломаны ветви,
только ива (по другим источникам - вишня-сакура) стояла как ни в чем не бывало -
тяжелые комья снега просто соскальзывали с ее упругих ветвей. Говорят, Акияма
при виде неповрежденных ветвей ивы пережил озарение. В один миг он понял, что
противостоять силе силой бесполезно и губительно, нужно уклоняться от атаки,
перенаправлять силу и использовать ее себе на пользу. Этот всеобъемлющий принцип
одоления силы мягкостью и податливостью лег в основу дальнейших исследований
мастера, который вскоре сумел увеличить арсенал своей системы до 300 (по другим
данным - до 70) приемов и создать свою собственную школу, которая после смерти
учителя получила название Ёсин-рю.
Как видно из описаний выше, что отправной точкой для
исследований Акаямы послужило боевое искусство Китая. Вообще в XVII-XVIII
китайские ушу оказали колоссальное влияние на развитие дзю-дзюцу. Благодаря им в
арсенал боевого искусства Японии вошли разнообразные удары руками и ногами,
многочисленные варианты болевых и удушающих захватов.
Немалый вклад в совершенствование дзю-дзюцу внесли
китайские иммигранты. Среди них наиболее известен Чэнь Юаньбин (в японском
произношении - Тин Гэмпин), познакомивший японских воинов с боевым искусством
Шаолиня.
Чэнь Юаньбин был выдающийся мастер “циньна” (или “синь-на”),
китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. Чэнь Юаньбин родился в
1587 году в провинции Чжэцзян и получил хорошее образование. В возрасте 27 лет
он поступил на обучение в знаменитый монастырь Шаолинь, где провел 13 месяцев
(1615-1616). Когда ему было 35 лет, в 1621 году, он впервые приехал в Японию, в
Киото, в качестве переводчика при посольстве и зимой того же года поступил на
службу к князю Мори. В 1625 году он поселился на горе Корин-дзан в уединенной
келье ревностного поклонника буддизма Нагатоя Кюбэй из местечка Адзабу Иикура.
На месте этой обители на следующий год был выстроен монастырь Корин-дзан
Кокусё-дзи, ставший основным "тренерским центром" Чэнь Юаньбина. Его первыми
учениками стали три ронина (бродячих самурая) - Фукуно Ситироэмон, Исогаи
Дзиродзаэмон и Миура Ёдзиэмон, а также монах Кюэн и члены семьи Нагатоя. Пройдя
обучение у китайского мастера, монахи Кокусё-дзи и семья Нагатоя на протяжении
ряда поколений сохраняли традицию Чэнь Юаньбина в неизменном виде, прозвав ее "Гэмпин-рю
дзю-дзюцу", а ронины разбрелись по разным провинциям Японии и создали
собственные школы, каждая из которых стала истоком для десятков других,
благодаря чему имя китайского мастера стало широко известно в среде мастеров
бу-дзюцу.
Однако Чэнь Юаньбин не был первым, кто познакомил японцев с
шаолиньским ушу. По свидетельству хроник Шаолиня, начиная с XIV века в нем
периодически обучались японские монахи, многие из которых активно занимались
ушу. Так в 1312-1324 годах в Шаолине жил японец, известный под монашеским именем
Дачжи. Уже через несколько лет после своего прихода в монастырь он стал одним из
ведущих специалистов по кулачному бою и искусству владения палкой, и добился
такого уважения у китайских собратьев, что был допущен на занятия главного
наставника Шаолиня по ушу мастера Хуэйвэня, который впервые в истории монастыря
передал иностранцу секреты техники боя с 18 каноническими видами оружия.
В мае 1327 года в Шаолинь пришел сын Дачжи, принявший
монашеское имя Дэши. Он должен был провести в монастыре три года, но монахи,
подружившиеся с умным, трудолюбивым и дружелюбным японцем, упросили настоятеля
разрешить Дэши остаться в монастыре еще на несколько лет, благодаря чему он
получил возможность овладеть "тайными" разделами кулачного искусства, к изучению
которых допускались лишь старшие монахи.
В 1347-1379 годах в Шаолине обучался японский монах,
известный под китайским монашеским именем Чжаоюань. В "Хрониках Шаолиньского
монастыря" о нем говорится: "Он искушен в китайском языке и каллиграфии. Сначала
он занимал пост делопроизводителя, а затем - старшего монаха, к тому же он в
совершенстве овладел техникой шаолиньского боевого искусства".
Развитие Джиу-Джитсу
В конце XVI и в первой половине XVII веков, когда доспехи,
даже облегченные, окончательно вышли из употребления, школы джиу-джитсу
возникали одна за другой.
Окончание междоусобных войн вызвало подлинную революцию в
мире искусства боя без оружия. Все ограничения, связанные с ведением боя верхом,
в доспехах, ушли в прошлое, и взгляду мастеров борьбы открылись невиданные
доселе просторы бесчисленных интерпретаций.
XVII век стал временем активного осмысления опыта,
накопленного за долгие годы войн. Совершенствовалась техника борьбы, создавались
фундаментальные теоретические работы по бу-дзюцу. В результате родилась новая,
изощренная система боя голыми руками, получившая имя дзю-дзюцу (известна также
под названиями явара, ва-дзбцу, тай-дзюцу и т.п.).
Это название, буквально обозначающее "искусстов мягкости",
полно глубокого смысла. В основу дзю-дзюцу легла идей одоления противника -
безоружного или вооруженного - при помощи упругой податливости, а не силы.
Мастер дзю-дзюцу никогда не истощает в борьбе своих сил, а напротив старается
измотать врага, чтобы легче было его победить. Он заставляет его делать резкие
движения и ловко уворачивается от них. Не ставя жестких блоков, он проворно
отступает, в результате противник, не встретив препятствия и повинуясь закону
инерции, подается вперед. Пропустить силу противника мимо или перенаправить ее,
а когда она истощится, добавить свое усилие - вот сущность дзю-дзюцу.
К 1650 году различных школ джиу-джитсу насчитывалось более
600. Наиболее крупными среди них, помимо названных выше, были Арагаки-рю, Асаяма
итидзэн-рю, Кито-рю, Косин-рю, Кураку-рю, Есин-рю, Мусо-рю, Реи синто-рю, Син-но
синдо-рю, Синсин-рю, Тэнсин синьё-рю, Ягю-рю и некоторые другие.Исо Мутаемон —
одна из самых известных фигур в истории джиу-джитсу — родился в 1800 г. В 15 лет
он прибыл в Токио (тогда назывался Эдо) с целью найти учителя рыцарского
ремесла. После многочисленных мытарств он попал в школу, которую вел Орибэ
Хитоцуянаги, продолжавший традиции Есин-рю. Здесь он обучался около 7 лет,
вплоть до смерти учителя. Потом опять блуждал в поисках самой лучшей школы и, в
конце концов, попал к Хомму Дзёэмону, который обучал Син- но-синдо-рю. Несколько
лет спустя, он решил оставить учителя и основать собственную школу. Но вначале
отправился в “мусасюгё” — путешествие по различным додзё в храмах с целью
проверить свои приемы в борьбе с другими мастерами и усвоить науки, интересующие
его. Однажды в селении Кусацу в провинции Оми он увидел, как несколько
вооруженных разбойников намереваются ограбить сильно выпившего самурая. С
помощью своего ученика Нисимури он легко справился с головорезами, не зная,
однако, что это были члены большой банды, терроризирующей всю округу. На
следующий день в глубоком овраге Исо встретил около сотни бандитов. В
получасовой борьбе Исо поверг многих из них, а оставшиеся спаслись бегством.
Победоносный результат был возможен благодаря использованию атэми — ударов по
уязвимым местам тела, а также приемов, дающих возможность выворачивать суставы.
Эта история принесла Исо большую славу. В заключение своих путешествий Исо
поселился в Эдо и основал там школу под названием Тэнсинсинъё-рю, которая
содержала 124 приема. В течение многих лет в своей школе Исо обучил около 5000
учеников.Характерной особенностью дзю-дзюцу на протяжение более чем 300 лет было
то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского
происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство.
Согласно традиции, в обучении четко выделялись три фазы, или этапа. Первая фаза
— прием ученика в школу (рю). Для этого надо было заручиться чьей-то
рекомендацией и выдержать серию различных испытаний, проверявших физические,
психические и моральные качества вновь поступающего. Вторая фаза, длившаяся
несколько лет, это тщательное изучение базовой техники. Надо было изо дня в
день, по много часов подряд, отрабатывать одни и те же приемы, стандартные
связки движений и т.п. И только в том случае, если ученик проявлял способности
выше средних и к тому же, доказывал делом свою преданность учителю, тот его
посвящал в тайны школы (их называли “окудэн” — “глубокие приемы”). Такая система
имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых
традиционных школах. Суть ее в том, что ученики должны привыкнуть к терпеливой и
продолжительной работе над приемами, что, по мнению японцев, является ключом к
последующим более сложным приемам. Надежда на то, что в один прекрасный день
можно будет узнать секретные приемы, является хорошей мотивацией, но, к
сожалению, сегодня большинство школ имеют характер бизнеса и занятия в них —
источник доходов для учителя, а поэтому соблюдение вышеуказанного принципа
является невозможным — слишком суровый отбор учеников привел бы учителя к
нищете. Прежнее положение вещей начало быстро изменяться после буржуазной
революции Мейдзи 1868 года, лишившей самураев всех привилегий и уравнявшей с
другими сословиями.
Расцвет и упадок дзю-дзюцу
В XVII-XVIII веках дзю-дзюцу достигло своего расцвета.
Новые школы росли как грибы, и число их достигло рекордной цифры 700. На общем
фоне своей мощью, изощренностью и эффективностью выделялись Араки-рю, Асаяма
Итидэн-рю, Дайто-рю, Ёсин-рю, Итин-рю, Кираку-рю, Кито-рю, Куки Синдэн-рю,
Кусин-рю, Мусо-рю, Рёи Синто-рю, Сосуйси-рю, Сибукава-рю, Син-но Синдо-рю,
Синсин-рю, Сибукава-рю, Такэноути-рю, Тэнсин Синъё-рю, Ягю Синган-рю.
Во второй половине XIX - начале XX веков, в период крушения
традиционной самурайской культуры и буржуазных преобразований, многие старинные
школы дзю-дзюцу оказались на грани вымирания. Часть из них изменили себя в угоду
времени - так появились на свет популярные ныне дзюдо и айкидо. Однако традиции
классического дзю-дзюцу "древних школ" (корю) благодаря истинному подвижничеству
немногочисленных энтузиастов все-таки не пресеклись. В настоящее время в Японии
предпринимаются большие усилия по сохранению и восстановлению традиционных рю,
которые ныне воспринимаются как часть национального достояния.
Распространение Джиу-Джитсу
Европейцы и американцы впервые познакомились с джиу-джитсу
уже в начале XX века, когда несколько японских наставников открыли свои школы в
Старом и Новом Свете. Однако широкое распространение в западном мире джиу-
джитсу получило только с 50-х годов. В настоящее время число приверженцев
джиу-джитсу достаточно велико. Это сотни тысяч людей на всех континентах,
объединенных в Международную федерацию Будо, Всемирную федерацию дзю-дзюцу,
Международный Союз Боевых Искусств, две Международные федерации нин-дзюцу.В
современном джиу- джитсу существуют 3 направления:
1) системы, созданные по заказу специальных групп и
общественных организаций;
2) системы, являющиеся продолжением традиций, но
модернизированные с целью приспособления к современным условиям;
3) системы, являющиеся творением оригинальной творческой
личности. Общей чертой почти всех вышеуказанных направлений является стремление
к использованию приемов других видов боевых искусств.
Особый интерес к джиу-джитсу проявляли и проявляют
военнослужащие, сотрудники спецслужб и полицейские. Это понятно. Ведь техника
современного джиу-джитсу на 55—65% состоит из приемов, которые условно можно
назвать “борцовскими” (захваты, болевые приемы, удушения, подножки, подсечки,
броски), а еще 35—45°% ее объема составляют всевозможные удары пальцами,
кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и стопами ног. Иными словами,
джиу-джитсу — это техника комбинированного рукопашного боя. Данное определение
тем более уместно потому, что в джиу-джитсу широко используют в качестве оружия
любые предметы труда и быта. В частности, “классическими” его видами считаются
“явара” (палочка длиной от 15 до 30,5 см), “дзё” (дубинка длиной примерно в один
метр) и “бо” (шест длиной в 2—2,5 метра), а также “вэй” (веревка или пояс) и
“танто” (обычный нож).Следует учитывать, что кроме задач самообороны в узком
смысле этого слова, служащим армии, полиции, органов госбезопасности,
сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора
нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому
используемые ими системы джиу-джитсу включают приемы шокового, травматического и
смертельного воздействия, а также использование “военного” оружия — штыка,
приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета,
корпуса гранаты и т.д. Ведущую роль в современном джиу-джитсу по-прежнему играют
семейные школы японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы
которых разбросаны по всему миру. Среди них 5—6 крупных (самая большая —
Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 20 лет в разных странах (в
США, Франции, странах СНГ и других) стали появляться одна за другой школы боевых
искусств, которые формально никак не связаны с традиционными японскими школами,
хотя фактически они представляют собой современное джиу-джитсу. Надо отметить,
что уставы международных организаций джиу-джитсу разрешают любой школе включать
в программу тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций
рукопашного боя той или иной страны. Можно сказать поэтому, что техника
джиу-джитсу включает в себя все известные приемы боя. Различия между школами
заключаются в том, какие группы приемов в них преобладают. Одни делают упор на
болевые приемы, другие — на броски через бедро или корпус, третьи — на тычковые
или рубящие удары по точкам, но в любой школе, помимо ее “основной” техники,
изучают и другие способы самозащиты. Объединяет различные школы джиу-джитсу —
то, что джиу-джитсу по своей сути не может быть спортом, и то, что в нем всегда
на первом месте стоит так называемый метод “уступчивости, ложной податливости.
http://www.souz.co.il/clubs/read.html?article=2068&Club_ID=21