История школы началась в середине 17 века с мастера
Ориемона Такаги, который изучал боевое искусство школы Такуноучи рю Коши но
Мавари и технику боя копьем и мечем. Если следовать легенде, к названию Хонтай
Такаги Йошин Рю, под которым она была известна вплоть до 20 века, она пришла
после того, как второй Соке Уманосуке Шигесада Такаги пережил мистическое
откровение после 100-дневной уединенной практики в горах. Считается, что за это
время он осознал принцип мягкости и прикладные методы его использования в боевом
искусстве. Его лучший ученик Геношин Хидешиги Такаги считался выдающимся
мастером рукопашного боя своего времени. Следующим, четвертым руководителем
Школы стал побежденный им руководитель Кукишин Рю.
Из-за политического конфликта 1841 года тринадцатый глава
Школы Яги Икигоро стал ронином. Так как он не имел работы, ему пришлось открыть
додзе, и он начал открыто обучать студентов. Трое из его учеников, достигших
высшего уровня «мэнке кайдэн», впоследствии создали свои собственные ветви
Школы. Таким образом, Школа разделилась на несколько направлений и несколько
видоизменилась соответственно пониманию ведущих мастеров.
Данное направление Школы идет от мастера Масацугу Ишия,
который считается четырнадцатым Соке. Ишия Соке известен в Японии как «мастер
мастеров» эпохи Эдо.
В первой половине 20 века множество ветвей Школы
существенно видоизменились и стали отличаться друг от друга. Поэтому было
принято решение изменить название на Хонтай Йошин Рю. Другие школы взяли себе
название Такаги Йошин Рю. Минаки Соке изменил и модернизировал некоторые формы
выполнения классической техники в соответствии со своим личным пониманием для
приближения ее к идеалам современного будо.
В 1994 году, получив высшее посвящение, Ясумото Акиеши Соке
сформировал собственную ветвь школы, которая традиционно стала называться Мотоха
Йошин Рю, т.е. Йошин Рю (Школа сердца ивы) по линии Ясумото. В программу этой
школы также включены приемы боя с палкой ханбо.
(ж-л «Путь воина», сентябрь 2003)
Проинципы Мотоха Йошин Рю
Принципами Мотоха Йошин Рю являются заншин, кузуши,
тай-сабаки и тэ-но учи.
Заншин – постановка акцента при окончании технического
действия, а также ментальная и физическая готовность к атаке противника. Многие
современные мастера боевых искусств определяют заншин как расширение духа,
возобновление энергии и осознание, готовящее бойца к последующим действиям.
Качество заншин – это качество вашего боевого искусства, его совершенствование и
рост.
Кузуши – нарушение момента движения или баланса противника,
а попросту – выведение из равновесия. В первую очередь перед проведением
какого-либо приема вы должны заставить противника принять такое положение, при
котором он не смог бы воспользоваться своим преимуществом в физической силе. Это
положение, при котором баланс (равновесие) его тела разрушен.
Тай-сабаки – это искусство движений корпуса, выполняемых с
целью уйти с линии атаки противника, вывести его из равновесия за счет энергии
его собственного движения и обеспечить возможность выполнения определенного
приема.
Тэ-но учи – особая техника работы руками.
Кихон ката.
Кататэ. Гьяку-киме-наге.
Захват правой рукой за левую руку.
Тянем руку вправо, делая круговое (черпающее) движение
снизу вверх ладонью кверху, выводя уке из равновесия. Затем делаем шаг левой
ногой за спину уке, развернув руку ладонью на уке, проводим толчок предплечьем и
ладонью в грудь и живот, выводя его из равновесия и опрокидывая его через ногу.
Риотэ. Гьяку-киме-дори.
Захват двумя руками за две руки внизу.
С небольшим отшагом влево потянуть уке влево, выводя его из
равновесия. Одновременно правой рукой подхватываем запястье правой руки уке
«вилкой», продолжаем движение руками по круговой траектории назад - вверх –
вперед, одновременно с последним движением подшагивая левой ногой вперед к
правой ноге уке. Далее, слегка потянув его вправо от себя ,проводим «захват без
захвата» руки уке, прижимая ее руками к корпусу. Затем, придерживая его руку
левой рукой, правой со стороны мизинца проводим давление ладонью со скручиванием
кисти и опрокидыванием (котэ-гаеши) уке на спину. Позиция шико-дати (киба-дати)
под углом 45 к телу уке; рука уке – в левой руке; проводим уракен учи в голову
уке.
Керикоми. Кекоми-дори.
Атака мая гери миги (прямой удар правой ногой).
Делаем шаг правой ногой в право с разворотом правым боком к
уке, и подхватываем ногу под ахиллесово сухожилие правой рукой. Затем, слегка
потянув ногу вперед предплечьем левой руки, делаем накат на стопу под углом 45
от себя вправо. Далее наносим удар мая гери в пах уке.
Ката-эри. Котэ-ори.
Захват правой рукой за отворот.
Наносим «мицубуси» (удар применяется как ослабляющий, чтобы
ошеломить и/или отвлечь противника, используя кончики пальцев) в голову правой
рукой. Делаем шаг назад правой ногой с понижением центра тяжести, одновременно
руки двигаются вдоль руки уке от локтя к кисти (правая снизу, левая сверху,
положение «вилка»), и локти прижимаются к корпусу. Затем делаем срыв захвата
воздействуя на большой палец руки уке. Далее проводим давление со стороны
мизинца на кисть через плечо по направлению к пятке (котэ-ори) с опрокидыванием
и добиванием уке уракен-учи в голову правой рукой в позиции киба дати.
Рио-эри. Котэ-гаеши.
Захват двумя руками за отвороты (правая рука сверху над
левой).
Руки, как в предыдущем приеме, двигаются вдоль рук уке, и с
шагом правой ногой назад и срывом захвата левой руки. Затем правая нога
пододвигается к левой на ширину плеч с одновременным движением правой руки в
направлении головы уке (мицубуси). Далее, отшагивая левой ногой назад, проводим
котэ-гаеши по широкой дуге. Позиция киба дати и добивание уракен-учи в голову
правой рукой.
Уширо-увате-дори. Уширо-наге.
Захват сзади над руками.
Слегка разводим локти в стороны и округляем спину,
разворачиваем левую ногу на пятке и делаем шаг правой ногой вперед с
одновременным ударом левым локтем в живот и нукитэ (удар кончиками пальцев) в
глаза. Затем проводим опрокидывание с шагом за уке как в первой технике.
Мэн-цуки. Котэ-ори.
Атака татэ цуки дзедан (удар вертикальным кулаком в
голову).
Делаем шаг правой ногой назад, одновременно накладываем
левую руку сверху на руку уке и вытягиваем уке вперед. Затем, скручивая кисть с
воздействием на мизинец, проводим опрокидывание котэ-ори с укладыванием и
добиванием уракен-учи в голову.
Мэн-учи. Котэ-гаеши.
Атака уракен шомэн учи миги (удар обратной стороной кулака
правой рукой сверху в голову).
Делаем шаг левой ногой назад под углом 45 градусов с блоком
правой рукой. Далее делаем оборот своей правой рукой вокруг руки уке, а левой
упираемся сверху в локтевой сустав с одновременным подшагом левой ногой вперед.
Затем делаем шаг назад правой ногой по кругу, выводя уке из равновесия. Далее -
опрокидывание котэ-гаеши с добиванием уракен-учи в голову.
Цуки. Котэ-гаеши.
Атака цуки чудан миги (прямой удар кулаком правой рукой в
средний уровень).
С шагом вперед левой ногой под углом 45 градусов левой
рукой наносим цуки «головой дракона» (фаланга среднего пальца) в область
плавающих ребер, с блокирующим движением предплечьем на локоть левой руки уке.
Затем проводим захват левой рукой за кисть и проводим котэ-гаеши с добиванием
уракен учи в голову.
Нуки-учи. Уширо-кимэ.
Атака шомэн-учи (удар ребром ладони сверху, удар наносится
по прямой линии вперед в горло ребром кисти руки).
Делаем блок правой рукой с уходом в сторону (влево), затем
делаем шаг правой ногой влево и уходим за спину с захватом левой рукой за шею, а
своей правой рукой фиксируем правую руку уке. Грудь подается вперед, а локти
прижимаются к корпусу, происходит удушение и болевой на локоть правой руки.
По материалам семинаров Соке Ясумото Акиеши
http://granitbel.narod.ru/motoha.htm