Термин «дзю-дзюцу» (джиу-джитсу) появился в Японии в XVI
веке как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с так называемым
«подручным» оружием. Он состоит из двух слов. Слово «дзю» означает «мягкий,
гибкий, податливый, уступчивый», а «дзюцу» переводится как «техника, способ».
Итак, джиу-джитсу — это «мягкая, или податливая техника». Речь идет не об обмене
нежными ласками. Приемы джиу-джитсу могут показаться какими угодно, только не
мягкими или нежными. Понятие мягкости следует понимать таким образом, что мастер
уступает натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, и тогда
обращает действия врага против него самого. Разъясняя главный принцип
джиу-джитсу: «податься, чтобы победить», наставники прибегают к выражениям вроде
того, что «ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его» и
что «гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным».
Предшественниками джиу-джитсу были различные виды боевого
самурайского единоборства в доспехах. Среди них наиболее известны системы «ёрой
куми-учи» и «коси-но-мавари», расцвет которых пришелся на XI—XV века. Их
технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них, броски,
подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с ножом. Удары применялись
ограниченно, т.к. легче было травмировать собственную руку о латы, чем поразить
врага. Но по мере распространения и совершенствования огнестрельного оружия
доспехи сначала стали делать облегченными, а потом от них отказались совсем. Это
позволило включить в указанные системы большое количество тычковых и рубящих
ударов по уязвимым местам («атэми-вадза»).
Считается, что первую школу рукопашного боя в легком
снаряжении (когусоку), близкую к технике современного дзю-дзюцу, основал в 1532
году Такэноучи Хисамори в городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века
спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин,
выдающийся мастер «циньна» (или «синь-на»), китайского искусства захватов,
болевых приемов и бросков. В 1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи
школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и
монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Еситацу, Фукуно
Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы дзю-дзюцу:
Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю.
В конце XVI и в первой половине XVII веков, когда доспехи,
даже облегченные, окончатльно вышли из употребления, школы джиу-джитсу возникали
одна за другой. К 1650 году их было уже более 600. Наиболее крупными среди них,
помимо названных выше, были Арагаки-рю, Асаяма итидзэн-рю, Кито-рю, Косин-рю,
Кураку-рю, Есин-рю, Мусо-рю, Реи синто-рю, Син-но синдо-рю, Синсин-рю, Тэнсин
синьё-рю, Ягю-рю и некоторые другие.
Исо Мутаемон — одна из самых известных фигур в истории
дзю-дзюцу — родился в 1800 г. В 15 лет он прибыл в Токио (тогда назывался Эдо) с
целью найти учителя рыцарского ремесла. После многочисленных мытарств он попал в
школу, которую вел Орибэ Хитоцуянаги, продолжавший традиции Есин-рю. Здесь он
обучался около 7 лет, вплоть до смерти учителя. Потом опять блуждал в поисках
самой лучшей школы и, в конце концов, попал к Хомму Дзёэмону, который обучал
Син-но-синдо-рю. Несколько лет спустя, он решил оставить учителя и основать
собственную школу. Но вначале отправился в «мусасюгё» — путешествие по различным
додзё в храмах с целью проверить свои приемы в борьбе с другими мастерами и
усвоить науки, интересующие его. Однажды в селении Кусацу в провинции Оми он
увидел, как несколько вооруженных разбойников намереваются ограбить сильно
выпившего самурая. С помощью своего ученика Нисимури он легко справился с
головорезами, не зная, однако, что это были члены большой банды, терроризирующей
всю округу. На следующий день в глубоком овраге Исо встретил около сотни
бандитов. В получасовой борьбе Исо поверг многих из них, а оставшиеся спаслись
бегством. Победоносный результат был возможен благодаря использованию атэми —
ударов по уязвимым местам тела, а также приемов, дающих возможность выворачивать
суставы. Эта история принесла Исо большую славу. В заключение своих путешествий
Исо поселился в Эдо и основал там школу под названием Тэнсинсинъё-рю, которая
содержала 124 приема. В течение многих лет в своей школе Исо обучил около 5000
учеников.
Характерной особенностью дзю-дзюцу на протяжение более чем
300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы
самурайского происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это
искусство. Согласно традиции, в обучении четко выделялись три фазы, или этапа.
Первая фаза — прием ученика в школу (рю). Для этого надо было заручиться чьей-то
рекомендацией и выдержать серию различных испытаний, проверявших физические,
психические и моральные качества вновь поступающего. Вторая фаза, длившаяся
несколько лет, это тщательное изучение базовой техники. Надо было изо дня в
день, по много часов подряд, отрабатывать одни и те же приемы, стандартные
связки движений и т.п. И только в том случае, если ученик проявлял способности
выше средних и к тому же, доказывал делом свою преданность учителю, тот его
посвящал в тайны школы (их называли «окудэн» — «глубокие приемы»). Такая система
имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых
традиционных школах. Суть ее в том, что ученики должны привыкнуть к терпеливой и
продолжительной работе над приемами, что, по мнению японцев, является ключом к
последующим более сложным приемам. Надежда на то, что в один прекрасный день
можно будет узнать секретные приёмы, являются хорошей мотивацией, но, к
сожалению, сегодня большинство школ имеют характер бизнеса и занятия в них —
источник доходов для учителя, а поэтому соблюдение вышеуказанного принципа
является невозможным — слишком суровый отбор учеников привел бы учителя к
нищете. Прежнее положение вещей начало быстро изменяться после буржуазной
революции Мейдзи 1868 года, лишившей самураев всех привилегий и уравнявшей с
другими сословиями.
Европейцы и американцы впервые познакомились с джиу-джитсу
уже в начале XX века, когда несколько японских наставников открыли свои школы в
Старом и Новом Свете. Однако широкое распространение в западном мире джиу-джитсу
получило только с 50-х годов.
В настоящее время число приверженцев джиу-джитсу достаточно
велико. Это сотни тысяч людей на всех континентах, объединенных в Международную
федерацию Будо, Всемирную федерацию дзю-дзюцу, Международный Союз Боевых
Искусств, две Международные федерации нин-дзюцу.
В современном джиу-джитсу существуют три направления:
Системы, созданные по заказу специальных групп и
общественных организаций;
Системы, являющиеся продолжением традиций, но
модернизированные с целью приспособления к современным условиям;
Системы, являющиеся творением оригинальной творческой
личности.
Общей чертой почти всех вышеуказанных направлений является
стремление к использованию приемов других видов боевых искусств.
Особый интерес к джиу-джитсу проявляли и проявляют
военнослужащие, сотрудники спецслужб и полицейские. Это понятно. Ведь техника
современного джиу-джитсу на 55—65% состоит из приемов, которые условно можно
назвать «борцовскими» (захваты, болевые приемы, удушения, подножки, подсечки,
броски), а еще 35—45% ее объема составляют всевозможные удары пальцами,
кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и стопами ног. Иными словами,
джиу-джитсу — это техника комбинированного рукопашного боя. Данное определение
тем более уместно потому, что в джиу-джитсу широко используют в качестве оружия
любые предметы труда и быта. В частности, «классическими» его видами считаются «явара»
(палочка длиной от 15 до 30,5 см), «дзё» (дубинка длиной примерно в один метр) и
«бо» (шест длиной в 2—2,5 метра), а также «вэй» (веревка или пояс) и «танто»
(обычный нож).
Следует учитывать, что кроме задач самообороны в узком
смысле этого слова, служащим армии, полиции, органов госбезопасности,
сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора
нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому
используемые ими системы джиу-джитсу включают приемы шокового, травматического и
смертельного воздействия, а также использование «военного» оружия — штыка,
приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета,
корпуса гранаты и т.д.
Ведущую роль в современном джиу-джитсу по-прежнему играют
семейные школы японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы
которых разбросаны по всему миру. Среди них 5—6 крупных (самая большая —
Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 20 лет в разных странах (в
США, Франции, странах СНГ и других) стали появляться одна за другой школы боевых
искусств, которые формально никак не связаны с традиционными японскими школами,
хотя фактически они представляют собой современное джиу-джитсу. Надо отметить,
что уставы международных организаций джиу-джитсу разрешают любой школе включать
в программу тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций
рукопашного боя той или иной страны. Можно сказать поэтому, что техника
джиу-джитсу включает в себя все известные приемы боя. Различия между школами
заключаются в том, какие группы приемов в них преобладают. Одни делают упор на
болевые приемы, другие — на броски через бедро или корпус, третьи — на тычковые
или рубящие удары по точкам, но в любой школе, помимо ее «основной» техники,
изучают и другие способы самозащиты. Объединяет различные школы джиу-джитсу —
то, что джиу-джитсу по своей сути не может быть спортом, и то, что в нем всегда
на первом месте стоит так называемый метод уступчивости, ложной податливости.
http://www.sofaikido.ru/jitsu/articles/5/5/