С окончанием междоусобных войн в начале XVII в. в Японии
установился долгожданный мир, и доспехи были надолго уложены в сундуки. Это
вызвало подлинную революцию в мире искусства боя без оружия. Все ограничения,
связанные с ведением боя верхом, в доспехах ушли в прошлое, и взгляду мастеров
борьбы открылись невиданные доселе просторы бесчисленных интерпретаций.
XVII в. стал временем активного осмысления накопленного за
долгие годы войн опыта. Совершенствовалась техника борьбы, создавались
фундаментальные теоретические работы по бу-дзюцу. В результате родилась новая,
изощренная система боя голыми руками, получившая имя «дзю-дзюцу» (известно также
под названиями «явара», «ва-дзюцу», «тай-дзюцу» и т.д.). Это название, буквально
означающее «искусство мягкости» полно глубокого смысла.
В основу дзю-дзюцу легла идея одоления противника,
безоружного или вооруженного, при помощи упругой податливости, а не силы.
Пропустить силу противника мимо или перенаправить ее, и, когда она истощится.
добавить свое усилие – вот сущность дзю-дзюцу.
Конечно, зта идея была не нова. Ее истоки находят еще в
знаменитом памятнике даосской мысли «Даодэцзин». В Японии же первые упоминания
об «искусстве мягкости» содержатся в новеллах знаменитого литературного
произведения XI в. «Кондзяку-моногатари» («Повесть о ныне уже минувшем»). Однако
легенды утверждают, что впервые сформулировал принцип мягкой податливости врач
из Нагасаки по имени Акияма Сиробэй, который в течение ряда лет изучал в Китае
традиционную медицину, где он заодно познакомился с искусством рукопашного боя
системы хакуда. Вернувшись на родину он основал частную школу боевого искусства,
где попытался преподавать технику хакуда соотечественникам. Но техника эта
состояла в основном из ударов, а методика тренировок заключалась в многократном,
ритмичном повторении этих ударов из года в год. Даже усердные и терпеливые
японцы не выдерживали скучных, однообразных занятий. Школа зачахла. Акияма
понимал, что необходимо вдохнуть жизнь в прямолинейную технику, обогатить ее на
основе какого-то универсального принципа. Врач несомненно знал о китайской
концепции «сил жара и холода» (ян и инь) и думал о том, нельзя ли как-то
приложить ее к боевому искусству. Доведись Акияме познакомится с одним из
«внутренних» стилей ушу, он не ломал бы голову над этой проблемой, но он изучил
лишь основы жесткой техники «внешней» школы. Поэтому, как говорят на Востоке,
«ум его скитался в поисках истинного пути»… Акияма потерял покой. Иногда ему
казалось, что он уже близок к разгадке, что вот-вот ухватит главную мысль, но та
в последний момент ускользала. Мастер пытался достичь просветления, изнуряя себя
аскезой, отшельничеством в горах, медитацией и физическими упражнениями, но все
было напрасно. Как-то раз он вышел погулять в зимнем саду и, отдыхая телом и
душой, любовался падающим снегом. Сейчас он ни о чем не думал, просто
наслаждался спокойной, размеренной жизнью природы. Вдруг какой-то треск заставил
его обернуться. Это надломилась под тяжестью облепившего ее снега ветка сакуры.
И в ту же минуту (о, случай!) рядом, гибко наклоняясь, скинула с себя снег ветка
ивы и упруго возвратилась обратно. Взволнованный увиденным, Акияма вернулся в
дом. Мысль его лихорадочно работала. «Вот, наконец то, что я искал: поддаться,
чтобы победить!» Теперь он знал критерий оценки любого приема. Три долгих года
работал мастер над своей системой, отбирая подходящие элементы, отсеивая то, что
противоречило открытому им принципу, который он назвал дзю, что значит —
«поддаваться» или «мягкость». Работая с учениками, Акияма создавал новые и новые
приемы, позволяющие нейтрализовать проявления агрессии. Наконец образовалась
стройная система, состоящая из 300 технических действий, которую его ученики
назвали Ёсин-рю (Школа Души Ивы). Эта школа и положило начало всему последующему
развитию дзю-дзюцу в Японии.
После истории с яблоком Ньютона не грех поверить и этой
красивой легенде. Правда, другие источники утверждают, что Ёсин-рю основал один
из учеников китайского мастера Чэнь Юаньбина – Ёсин Миура (также врач из
Нагасаки) и что школа названа его именем, как это было принято в те времена.
Однако и та и другая версия настолько сходны, что нет смысла спорить о
приоритете. Для нас важно, что Ёсин-рю существовала и что в 1815 году туда попал
некий Мотаэмон Исо, которому суждено было стать впоследствии одним из величайших
мастеров дзю-дзюцу.
http://www.sofaikido.ru/jitsu/articles/4/4/