Кихон-хаппо-но ката
- ката восьми основ
Ката “Восьми основ” или “Восьми основных (базовых)
техник" - третья по важности ката “Тогакурэ-рю нин- дзюцу". В ее названии скрыто
несколько мистических значений, главным из которых является “Способ (метод)
овладения течением Ки”.
Действительно, при работе над этим ката ученик углубляет и
совершенствует свое умение направлять и пропускать сквозь себя поток Вселенской
энергии, одновременно овладевая новыми для себя базовыми движениями.
Число 8 в метафизике Востока ассоциируется с бесконечностью.
Практически во всех боевых искусствах, таких, как каратэ, айкидо, кэндо и т.д.
присутствуют упражнения, техники или ката, включающие в себя понятие "Хаппо” -
“Восемь методов” или “Восемь сторон”: Хаппо-ундо в айкидо, Хаппо-кири в кэндо и
др.
Считается, что тот, кто может победить восемь противников, может
сражаться с любым количеством врагов, поскольку более восьми человек просто не
смогут приблизиться к воину одновременно.
Кроме того, “На восемь сторон света” на Востоке означает “Во всех
направлениях”, то есть мастер, овладевший движениями Хаппо, может действовать во
всех направлениях, под любым углом и т.д. Естественно, что его Ки также
распространяется намного более совершенно, чем при простом выпуске его прямым
однонаправленным потоком.
Масааки Хацуми рекомендует выполнять движения Кихон-хаппо как можно чаще,
отмечая при этом, что именно эта ката дает ученику полное расширение сознания,
становясь “источником единой бесконечной цепи возможностей”. “Любая отдельная
техника из восьми техник Кихон-хаппо должна развиться в восемь или более других
техник. Недостаточно просто уметь выполнять одно ката” - говорит Великий Мастер.
Кихн-хаппо-но ката состоит из двух меньших форм - Коси-кихон-санпо-но
ката и Хосю-кихон-гохо-но ката. В свою очередь, Коси-кихон-санпо делится на три
связки, выполняемых из трех различных камаэ: итимондзи, хите и дзюмондзи.
Основная техника - это удары китэн кэн, ура сюто, боси кэн, ценпо кэри. Другими
словами, Коси-кихон-санпо - это “ударная” или “жесткая” часть Кихон-хаппо.
Хосю-кихон-гохо состоит из пяти “мягких” техник: омотэ-гьяку, ура-гьяку,
мусо-дори, муса (годзя)-дори и омотэ-гьяку-цуки. В последнем варианте
Кихон-хаппо, представленном Масааки Хацуми, “омотэ-гьяку-цуки” заменено на “они-кудаки”,
поэтому, представляя Кихон-хаппо-но ката вашему вниманию, мы опишем оба этих
варианта, как базовые. Кроме того, каждая из мягких техник имеет по нескольку
правильных вариантов исполнения, которые мы также посчитали своим долгом
показать о во избежание неувязок и непонимания, которые могут взникнуть у
читателя при прочтении какой-либо другой книги по нин-дзюцу.
Существует выражение, что “Кихон-хаппо объясняется Кихон-хаппо”. То есть
“Восемь базовых движений объясняются потоком энергии Ки, а поток энергии Ки
можно постичь при помощи восьми базовых движений”. Эту мысль необходимо все
время держать в голове при работе над ката, иначе можно впасть в одну из двух
крайностей - либо работать только над техникой, забывая о Ки, либо чересчур
стараться развить в себе “чувство энергии", часто в ущерб боевым движениям.
Одно из кардинальных отличий Кихон-хаппо от двух описанных ранее ката в
том, что она выполняется только вдвоем. И дело не только в том, что в ней как
базовые движения присутствуют болевые рычаги и броски. Намного важнее другое -
гармония (соединение) с противником, которая, например, в Го-дай-но ката
возможна только на продвинутом этапе практики.
Чувствование потоков энергии ки (своих и партнера), которое ученик
развивает в процессе работы над Го-дай-но ката, является неотъемлемой основой
Кихон-хапо, без которой эта форма превратится лишь в пустые движения тела,
ничего не давая ученику, кроме элементарных простеньких приемов.
Однако, если этот момент не выпущен из поля зрения, очень скоро ученик
начинает чувствовать гораздо более глубокое понимание и как бы окончательное
воссоединение со вселенскими силами, отсутствовавшее в нем ранее. Другими
словами, можно сказать, что Кихон-хаппо дает ученику наибольшее расширение
сознания на начальном этапе практики тай-дзюцу.
Принципы работы с Кихон-хаппо-но ката в ее парном варианте: вначале
очень медленная, плавная, немного “тягучая” отработка (акцент только на
“концовках” движения: ударном касании, блокировании, точке рывка в выкручивании)
с тем, чтобы хорошо запомнить и проработать непосредственно движения; затем
прочувствование “наполненности” техники; анализ приемов является следующим
этапом, завершающимся полным слиянием, “расстворением” в движении, ведущим к
неограниченному числу вариантов действия и адекватности практического
применения.
Дыхание все время должно оставаться ровным и спокойным. Учащенное
дыхание - признак подключения к работе чисто физической силы, без использования
энергии атаки противника. Это грубейшая ошибка, которую не следует совершать, а
если она появляется, тут же стараться искоренять. В момент наибольшего
напряжения используйте мгновенную паузу в дыхательном цикле (задержку) с
напряжением мышц передней брюшной стенки и опусканием диафрагмы. Это напряжение
не должно быть слишком сильным или слишком долгим - первое отражается на
кровяном давлении, второе - на ритмичности работы сердца; и то, и другое -
крайне вредно для организма.
Следуйте естественности движений. Постарайтесь добиться чувства
“самовозникания” движения ката, как бы “вытекания” его из предыдущих действий
или атаки противника. Спонтанность использования прорабатываемой техники - вот
цель, которой необходимо добиваться всеми силами. Сделайте технику
Кихон-хаппо-но ката своей техникой, своим ответом на возникающую угрозу.
http://martcolm.narod.ru/ninjutsu1/ninjutsu1.