Удары ногами.
Это - второй по величине раздел Хапкидо после техники рук.
В реальном бою удары ногами проходят лишь при великолепном владении всем телом.
Даже при большой скорости удара удар ногой менее быстр, чем удар рукой, поэтому
удары ногами в голову проходят лишь в случае правильно построенной комбинации.
Каждый удар ногой должен иметь свое конкретное предназначение. Новички обычно
плохо представляют, куда попадет удар, часто промахиваются и теряют равновесие.
Существуют определенные принципы, основанные на законах физики и анатомии
человека, которых необходимо придерживаться для того, чтобы удары были
максимально эффективными и мощными. Занимающийся должен неизменно придерживаться
определенной техники, базирующейся на этих принципах независимо от того, какой
удар он выполняет: в сторону, боковой, прямой и т.д. Следующие правила не в коей
мере не представляют весь спектр техники базовой для многих ударов. Они, однако,
отражают наиболее важные аспекты движений всех ударов. Эти правила: использовать
полную силу только на максимальном распрямлении; высоко поднимать колено и ногу,
которой наносится удар; корпус с ударной ногой должен составлять прямую линию,
при этом особое внимание следует уделить бедрам и ногам.
Использовать полную силу при максимальном распрямлении.
Многие вкладывают полную силу в течение выполнения всего
удара, в результате и мышцы непрерывно напряжены. Это направление, не только
изменяет скорость удара, но и напрасно растрачивает силы, если удар наносится с
максимальной скоростью, вся нога должна оставаться расслабленной вплоть до
момента полного распрямления, затем вся сила (следовательно напряжение мышц)
должна быть взрывообразно вложена в один предельно короткий миг.
Высоко поднимать колено и ногу, которой наносится удар.
Все удары должны начинаться с максимально поднятого колена.
Тогда соответствующий удар можно сделать одним движением. Преимущество при этом
заключается в следующем: а) удар приобретает большую проникающую силу, когда
угол между распрямляющейся ногой и мысленно горизонтально проведенной через цель
линией уменьшается; б) у противника остается меньше времени, чтобы среагировать:
при высоко поднятом колене удар можно наносить в различные цели (в верхний,
средний или нижний уровни). В результате противнику трудно предугадать, куда
именно наносится удар. в) удар из такого положения труднее блокировать. Когда
удар наносится прямо с земли в какую-либо цель, противнику достаточно опустить
свою руку, чтобы сдержать его. Когда нога высоко поднята и находится ближе к
телу противника, он не может уже блокировать столь эффективно. Он не может
заранее предугадать, по какой траектории будет двигаться нога, и следовательно
не может быстро выбрать подходящий блок.
Корпус с ударной ногой должен составлять прямую линию ноги
и бедра:
а) сила и скорость являются первостепенными качествами
мощных жестких ударов. Однако, если в выполнении удара участвуют только мышцы
ноги, сила и скорость определяются только их действием. С другой стороны, когда
бедро также выбрасывается вперед вместе с ногой, удару сообщает все тело.
Толчок, создаваемый при использовании бедер увеличивает скорость движения ноги и
дает огромный выигрыш в силе.
б) кроме того, даже если бедро выбрасывается в сторону
удара, сила и скорость существенно уменьшаются, если весь корпус не движется по
той же линии. Например, допустим, что при ударе в сторону по кирпичной стене,
бедро и нога движутся по одной линии, а корпус нет. Кирпичная стена неподвижна,
так что сила удара возвращается назад к бьющему. В этот момент корпус и нога
действуют как два тела, связанные тазобедренным суставом. Нога движется назад
под действием силы реакции со стороны стены. Эта сила приводит к обратному
толчку бедра, однако корпус продолжает двигаться в первоначальном направлении. В
конечном итоге результирующая сила уменьшается, поскольку составляющие действуют
в противоположном направлении.
Если же корпус, бедро и нога находятся на одной линии и
движутся в одном направлении либо через стену (разбивая или стену, или ногу
человека), либо от нее, в обоих случаях развитая скорость и сила не отводятся в
разные стороны, а действуют в одном направлении. Сила и скорость могут изменить
направление на обратное, однако ни сила, ни скорость, никогда не уменьшаются,
разделяются, не гасят сами себя.
Сводить до минимума резкие изменения в ритме и движении.
Перед и во время любого удара не следует делать внезапных
заметных движений глазами или корпусом. Если во время поединка атакующий
движется, это движение должно продолжаться как можно дольше вплоть до момента,
когда удар непосредственно наносятся. Смысл в любом случае заключается в том,
чтобы противник не мог предугадать, в какой момент будет нанесен удар.
Использовать ложные движения глазами и периферическое зрение. Поскольку глаза
(быстрые взгляды, перекос зрения и т.д.) часто выдают, куда будет нанесен удар,
то слежение за движениями глаз противника может дать информацию о его
непосредственных намерениях. Поэтому умный воин всегда следит за глазами
противника, однако использует ложные движения собственных глаз, чтобы скрыть
свои намерения. Кроме того, наряду с фокусированным взглядом следует
пользоваться периферическим зрением, поскольку это позволяет визуально
контролировать большую область. С другой стороны, узко фокусированный взгляд
неизменно заставляет концентрироваться на одной малой области в каждый момент,
пренебрегая другими точками, открытыми для атаки.
Ударная техника ног в Хапкидо при всей ее легкости далеко
не так проста, как это может показаться на первый взгляд. Естественность и
свобода движений принимаются за основу динамики всеми школами Хапкидо.
Существует много вариантов выполнения ударов ногой, определяемых типом движения,
его траекторией и исходным положением атаки. Базовая техника их выполнения
состоит в следующем. Основа для сильного удара закладывается слаженной работой
мышц живота и поясницы. В конечной фазе толчкового удара позвоночник
"раскрывается", поэтому в начале атаки требуется, чтобы позвоночник был согнут в
поясничной области. Такое положение для большинства ударов дает возможность
исходному импульсу свободно перетекать из корпуса в ударную ногу. В общем случае
таз следует двигать в направлении удара, одновременно поворачивая пятку опорной
ноги вперёд, для того, чтобы сила всего тела (особенно брюшных мышц) была
приложена в направлении удара, поскольку силы одной ноги недостаточно для
получения нужного сокрушающего эффекта. В первой фазе удара нога, согнутая в
колене, выводится вперед так, чтобы колено было направлено в сторону
предполагаемого контакта с противником. Это движение проводится за счет мышц
живота и поясницы. Древняя поговорка гласит: "живот - отец, поясница - мать, а
колено - основа силы, скорости и точности удара". Во второй фазе удара нога
распрямляется и стопа выводится в зону удара. В третьей, завершающей фазе стопа
приводится в нужное положение одновременно с "дорабатывающим" толчком бедром.
Скорость и хлесткость, появляющиеся от движения стопы, подкрепляются мощным
толчком бедром. Конкретное же положение каждой части тела зависит от типа удара.
Все три фазы удара проводятся в одни такт, превращая их в единое, скоростное
движение. В значительной степени мощность удара зависит и от того, как
возвращается нога после момента концентрации силы. Возврат одинаково важен как
для прямых, так и для круговых атак. В прямолинейных движениях бедро и стопа
должны заканчивать удар таким образом, чтобы нога могла вернуться в исходное
положение по той же траектории, по какой проводился удар. В круговых движениях
нога возвращается на силе инерции удара, продолжая его траекторию. Описанная
последовательность мышечного "включения" составляет основу ударной техники ног.
Все другие варианты "включения" считаются производными. Это относится ко всем
маховым ударам, когда в исходном положении атакующая нога отведена назад с
сильным прогибом в пояснице, и к "раскручивающим" ударам, когда удар строится на
инерции разворота из "собранного" положения корпуса.
http://www.firedragon.h11.ru/tex_9.html