Перед тренером стоит ряд
нерешенных вопросов, связанных с обучением. Например, как и почему должны
работать руки в приеме, как зависит работа рук от ног, как выполняются повороты,
с чего начинать обучать, как выглядит подготовка перед обучением технике, какие
есть приемы вне школы и чем они характерны, как зависят приемы от захвата, как
классифицируются технические действия дзюдо, как выполняется подготовка бросков,
что лежит в основе комбинирования технических действий, как усилить бросок и
многие другие вопросы. Наивно было бы думать, что в одной книге можно дать
ответы на все вопросы, но на некоторые из них, касающиеся техники дзюдо, мы
попытаемся ответить.
Человека не нужно несколько раз
в жизни учить читать, писать, считать и т. д. Так должно быть и при обучении
технике дзюдо. В старших классах школы учитель расширяет знания ученика на базе
знаний, полученных в начальных классах. А в борьбе, если через пять-шесть лет
занятий ученик попадает к другому тре-неру, его начинают учить заново: и руки не
так, и ноги не так, и в общем все не так. Происходит это потому, что каждый
тренер не имеет твердых понятий об основах техники дзюдо и судит о них, держа в
памяти идеал техники ведущих дзюдоистов или лидеров. Этому он и пытается научить
своих учеников. А так как со временем лидеры меняются, меняются и представления
тренеров.
Как вы знаете, в балете и
некоторых видах спорта сначала формируют знания, затем обучают действиям и их
деталям, из которых складывается техника, а уж на базе всего этого составляются
композиции (в нашем виде — приемы и комбинации), а затем идет совершенствование
мастерства. Но в балете специалисты знают, из чего состоят различные действия и
как они выполняются, в дзюдо же каждый понимает все по своему.
Можно ли допустить, что два
учителя, проверяя тетрадь ученика, начинают спорить, правильно ли он написал
слово «сидеть», через букву «е» или «и»? Нет, конечно, на этот счет есть правило
и, в крайнем случае , исключение из него. Хороший ученик точно знает, как
писать. А в дзюдо сколько тренеров, столько и мнений. Как должна работать, к
примеру, правая рука в том или ином приеме?
Объяснений не найдем, и потому у
нас бытует мнение — если бросает, значит правильно. Но из практики мы знаем, что
если борец, делая неправильное движение или весь прием, уделяет ему много
внимания, со временем он развивает способность выполнять это с большой силой и
поэтому иногда бросок получается. Но эффективность этого технического действия
остается очень низкой.
У нас чаще всего хороших
результатов добиваются самобытные дзюдоисты, умеющие делать какие-то свои,
особые приемы. А чтобы побеждать лучших представителей классической школы,
необходимо знать и уметь все то, чем владеют они, плюс наша самобытность и наш
характер. А пока боремся на характере и самобытности.
Чтобы правильно научить,
необходимо в первую очередь знать, чему учить, как правильно, а как нет?
Представьте, артист балета
пришел в группу танцев художественной самодеятельности. Они ведь тоже танцуют,
но специалист сразу определит, что у них нет профессиональной подготовки, нет
школы движений, а они, руководствуясь душевными порывами, танцуют. Нечто
подобное происходит в нашем дзюдо. В стране среди юношей на различных уровнях
проводятся приемы контрольных нормативов по технике дзюдо. В идеале — очень
хорошее дело. Это как те же экзамены в школе, технические зачеты в других видах
спорта. Но мы, принимая зачет, не знаем, что мы должны принять, и поэтому все
делаем формально.
А как мы учим приемам? Прием или
техническое действие — это своеобразный танец. Мы же показываем и учим всему
действию сразу, целиком. Такой методики нет ни в балете, ни в фигурном катании,
ни в любом другом виде спорта. Следовательно, необходимо пересмотреть методику
преподавания дзюдо. Для этого нужно разбить технические действия на фазы, части,
детали и затем выполнять приём в целом.
При целостном обучении
технические действия (приемы) усваиваются с серьезными ошибками, и процесс
освоения техники растягивается на долгие годы. Плохое владение техникой мы затем
вынуждены компенсировать пpeимущecтвенно силовой подготовкой, но это не
беспредельно, в техническом же мастерстве совершенствование не ограничено.
Например, чтобы научить ученика
делать подхват под одну ногу, его необходимо научить различным движениям рук,
ног, туловища, для чего выполняются подготовительные упражнения. Самое первое из
них: научить стоять на одной ноге, прыгать на ней, а это не все дети в 10—12 лет
умеют. Мы же хотим, чтобы он правильно освоил бросок подхватом.