Современный уровень развития
спорта предъявляет повышенные требования к качеству подготовки спортсменов
высокого класса. Дальнейшее совершенствование системы подготовки может
происходить в трех направлениях:
1) улучшение организации
учебно-тренировочного процесса исходя из ряда социальных факторов;
2) повышение физических и
функциональных кондиций спортсменов;
3) оптимизация методики
воспитания, обучения и совершенствования технического мастерства спортсменов.
Так, доктор педагогических наук Н. Г. Озолин в книге «Современная система
спортивной тренировки» пишет: «Характеризуя систему спортивной подготовки в
целом, можно сказать, что это многолетний, круглогодичный, специально
организованный процесс воспитания, обучения, развития, повышения функциональных
возможностей спортсменов. Процесс, составными частями которого является также
гигиенический режим, научный, врачебный и педагогический контроль, материальные
условия, организация и др., непрерывно связанные между собой на основании
определенных принципов, правил и положений» (М., ФиС, 1970).
В нашей стране ученые и
тренеры-практики уделяют большое внимание развитию и совершенствованию системы
подготовки в борьбе. В Советском Союзе в период с 1940 по 1983 г. защищены 2
докторские и 114 кандидатских диссертаций по проблематике спортивной борьбы. По
этому показателю спортивная борьба занимает пятое место среди других видов
спорта. Тематика этих работ самая разная.
В 38 диссертациях исследователи
уделили внимание вопросам технико-тактической подготовки, в шести диссертациях
рассмотрены взаимосвязи между технико-тактической и физической подготовкой, в
четырех — пути оптимизации применения технико-тактических действий.
Вопросы построения
тренировочного процесса изучались в девяти диссертациях, медико-биологические
проблемы и вопросы психологии рассматривались в 20 диссертациях, а проблемы
физической подготовки борцов и формирование отдельных физических качеств — в 20
диссертациях.
Общие проблемы методики обучения
и многолетней подготовки борцов изучались в шести диссертациях (статистические
данные взяты из книги «Спортивная борьба» под редакцией доктора педагогических
наук Г. С. Туманяна.— Москва: ФиС, 1985).
Возможно, среди этих работ есть
материалы, посвященные проблемам дзюдо. Статистических- данных о работах по
вопросам дзюдо нет.
Кроме этого, о борьбе написано
большое количество книг и, в частности, о дзюдо.
В отличие от диссертации, в
которой всесторонне исследуется относительно узкая проблема, в книгах авторы
пытаются изложить подготовку спортсмена от новичка до мастера высокого класса
(что на практике соответствует 10—12 годам работы со спортсменом), а это столько
проблем и вопросов в подготовке, что недостаточно даже десятка книг. В
большинстве книг о дзюдо предлагают варианты выполнения приемов (технических
действий) и их комбинаций ведущими советскими и зарубежными дзюдоистами.
Но техника дзюдо, как и техника
других видов спорта,— это рациональные движения, подчиненные законам физики,
биомеханики и т. д., а на практике мы видим лишь строго индивидуальные варианты
техники.
Несмотря на множество научных
разработок и книг о дзюдо, у нас нет обоснованной теории дзюдо, нет учебника по
дзюдо для учебных заведений, нет хорошей программы обучения школе дзюдо.
Практически работающим тренерам
нужны конкретные ответы на вопросы: что такое дзюдо, из чего состоит многолетняя
подготовка, что такое теоретические основы формирования технических действий? На
эти и другие вопросы тренеры пытаются ответить каждый по своему, не понимая друг
друга.
В практике тренеров бытует
большое количество специальных терминов и понятий, трактующихся ими по-разному.
Например, все знают о существовании раздела «выведение из равновесия», а что это
такое и как ему учить, неясно. Или термины «школьная техника», «классическая
техника», «техническая школа дзюдо», «система тяни-толкай», «резиновые руки»,
«выуживание», «учикоми», «рандори», «ката» и т. д.