И такого состояния можно добиться лишь путем
непрестанного оттачивания мастерства в сво-бодном спарринге". Если противник
обдумывает прием, учил Такуан, он, пусть недолгое время, пребывает в
нерешительности и замешательстве (бонно). Мастер должен использовать паузу, этот
"момент истины" для перехвата инициати-вы, нанесения первого удара. Однако
существует еще более высокая ступень совершенства, на которой мас-тер может
позволить себе дождаться атаки и использо-вать ее для нанесения синхронного
контрудара. Заимствуя наиболее рациональные элементы из учений старых мастеров,
Кано в практике своей шко-лы придавал исключительное значение духовному аспекту
тренировок. Он считал, что дзю-до как жиз-ненный Путь приобретает смысл лишь
будучи интер-претировано на всех уровнях психического и интел-лектуального
совершенствования человека. В испол-нении формальных упражнений (ката) и в
схватках на татами - рандори - закаляется воля и укрепляется ра-зум,
воспитываются бойцовские качества, столь необ-ходимые в реальной жизни.
Для самого Кано, шедшего к обобщению своей теории
трудным путем многолетних экспериментов, наивысшую ценность представлял
свободный спар-ринг, рандори, в котором проверяются все способно-сти бойца,
проходит испытание весь его физический и духовный потенциал. "В рандори,
состязании между двумя партнерами, использующими все свои возможности и
соблюдаю-щими все правила дзю-до, оба противника должны быть постоянно начеку,
чтобы, отыскав уязвимое место, быть готовыми немедленно атаковать. Подоб-ное
состояние духа, общий настрой на изобретательность в нападении помогают
воспитать в ученике се-рьезность, искренность, осторожность, вдумчивость и
обоснованность во всех делах. При этом человек так-же тренируется в принятии
быстрых решений и со-вершении внезапных действий, ибо в рандори тот, кто не
сумеет решиться быстро и действовать споро, теряет шанс на успех равно в
нападении и защите".
Развивая свою мысль Кано писал, что "никто из
участников схватки не может с уверенностью пред-сказать, что именно предпримет
противник, и потому каждый должен быть готов отразить неожиданную атаку, а такая
готовность способствует достижению высочайшего уровня духовной концентрации. "Чтобы
найти верное средство победить противника,-учил Кано,- необходимо всячески
развивать силу вообра-жения, способность к аналитическому мышлению и вынесению
суждений, что и достигается естествен-ным путем в рандори. Однако для того чтобы
подняться к вершинам мастерства и обрести высшую мудрость в поединке, изучающему
дзю-до нужно сначала овладеть основами техники, добиться полного контроля над
телом и ду-хом. Кано и его последователи детально разработали методику обучения
дзю-до, и многое в их теории мо-жет быть спроецировано на другие виды борьбы,
бу-дучи квинтэссенцией классического кэмпо.
Одним из важнейших разделов в теории дзю-до
является учение о передвижении, которое включает два подраздела: а) продвижение
вперед и отход назад (син-тай); б) маневрирование (таи-сабаки). Специфи-ка
передвижения бойца по площадке в дзю-до, как и в каратэ-до, айки-до и в
большинстве школ цюань-шу, заключается в плавном скольжении почти без перено-са
веса тела с ноги на ногу. Ноги, бедра и корпус перемещаются как бы одновременно,
сохраняя неиз-менный центр тяжести. При этом соблюдается так называемый принцип
подтягивания задней ноги (цуги аси), совершенно естественный для человека,
кото-рый, наступая или отступая, хочет сохранять право-стороннюю или
левостороннюю стойку. Как и в каратэ или в европейском боксе, перемена стороны в
стойке чревата для спортсмена потерей устойчивости.
Понятие таи-сабаки согласно канону дзю-до,
включает шесть основных положений: 1) Постановка головы. У спортсмена постоянно
должно присутствовать ощущение, будто голова не просто укреплена при помощи шеи
на плечах, а является прямым продолжением бедер. 2) Глаза должны быть слегка
прищурены по двум соображениям: во-первых, таким образом достигается более
четкое изображение объекта и, во-вторых, про-тивник лишается возможности по
глазам предугадать ваши дальнейшие действия. Вообще в дзю-до в отличие от каратэ
и от многих китайских видов кэмпо смотреть противнику в глаза не рекомендуется -
что-бы не выдать своих намерений. Кроме того, в тесном контакте, когда захват
произведен, глаз вообще не разглядеть. Поэтому в идеале спортсмен должен
стре-миться развивать в себе "шестое чувство" (гоку-и), известную во всех
воинских искусствах способность к телепатическому контакту с противником. Только
"внутреннее зрение" может помочь ощутить и пред-восхитить прием, который
собирается применить про-тивник. Если у новичков гоку-и, как правило, вообще
отсутствует, то по мере роста мастерства оно прояв-ляется почти у всех
дзюдоистов на более или менее высоком уровне. 3) Контроль дыхания.
Поскольку правильное дыхание всегда считалось
основой концентрации силы и биоэнергии, расстройство дыхания считается
недопус-тимым и спортсмен должен любой ценой восстановить его, временно
уклоняясь от контакта с противником. 4) Работа корпуса и бедер дает ключ к
пониманию таи-сабаки. Повороты, уклоны, разворот корпуса при помощи бедер дают
возможность с минимальной затратой сил избежать прямой атаки и самому
контратаковать, используя движение противника. 5) Работа рук в дзю-до сводится к
нападению, парированию и отвлекающим пассам. 6) Работа ног, в том числе
всевозможные подсечки, подножки, подхваты и т. п., должна быть скоординирована с
движениями бедер и корпуса. Гарантией успеха служат правильные стойки, четкость
и быстрота передвижения. В дзю-до, где большинство приемов построены на бросках
с использованием корпуса и бедер, пожалуй, более, чем во всех прочих видах
кэмпо, сказывается значение физической силы. При равной технике или даже
несколько уступая партнеру, более сильный спортсмен всегда имеет шанс на победу.
Однако существенное превосходство в технике дает
явное пре-имущество даже человеку с незавидными физически-ми данными, ибо все
определяет сформулированный Кано принцип "наиболее результативного приложе-ния
силы". Превосходство в технике подразумевает и превосходство моральное, умение
наилучшим обра-зом мобилизовывать и направлять свои духовные силы. Кадзудзо Кудо,
один из лучших учеников док-тора Кано, так характеризует эту способность: "Ис-пользовать
духовные силы значит оставаться спокой-ным, но готовым ко всему и полным
энергии. Нужно расслабить руки и ноги. почувствовать себя свободно. но с полным
сознанием происходящего вокруг. От состояния духа зависит также правильная
реакция на действия противника". Умение вовремя расслабиться, чтобы затем
мгновенным напряжением всех сил тела и духа контратаковать - не в этом ли
первооснова всех видов кэмпо. Кроме того, в дзю-до очень важны дозировка усилий
и умение в кратчайший срок регенирироваться для нового приема.
В дзю-до схватка, как известно, подразделяется на
три основных элемента: подход, или подготовка к проведению приема (цукури)
атака, или собственно проведение приема (какэ), и реакция обороняющего-ся на
прием, заключенная в удачном или неудачном падении (укэми). Кано придавал
большое значение цукури. Он четко сформулировал старый принцип кэмпо, которому
вот уже более века следуют все дзюдоисты и самбисты мира: проводить бросок с
минимальным приложени-ем силы, выведя противника из равновесия. В Кодо-кане были
разработаны многочисленные хитроумные способы "расшатывания" (кудзуси) в
канонических восьми направлениях с использованием разнообраз-ных финтов. В
обороне следовало, поддаваясь нажи-му, стягивать противника в свою сторону или,
наоборот, если он тянул на себя, сделать резкий толчок вперед.