Дзюдо - первый из всех видов восточных воинских
искусств, вошедший в олимпийскую программу и давно уже снискавший всемирную
славу, является одним из самых молодых побегов на ветвистом генеалогическом
древе кэмпо. Ему чуть больше ста лет.
Техника этой изощренной борьбы уже не составляет
секрета ни для спортсменов, ни для болельщиков, и, хотя в международных
судейских правилах приемы сохранили традиционные японские названия, любой член
юношеской сборной России или Голландии может дать их подробное описание и
сравнительную характеристику.
Совсем иначе обстоит дело с историей и философией
дзюдо, о которых нередко за неимением иных источников, судят главным образом по
фильмам Куросавы. Между тем именно дзюдо благодаря полнейшей гласности и обилию
теоретических разработок позволяет, в отличие от множества эзотерических школ
кэмпо, составить ясное представление об этом мужественном спорте.
Рождение дзюдо не случайно совпадает по времени с
эпохой величайших перемен в политической и экономической жизни Японии,
превративших отсталую феодальную страну на окраине цивилизованного мира в
могучую империалистическую державу. В 1868 г. под натиском сторонников
радикальных реформ рухнуло трехсотлетнее правление сёгуната Токугава.
Реставрация автократии в лице восшедшего на престол императора Мэйдзи повлекла
за собой крушение многих феодальных институтов и проведение буржуазных
преобразований в самых различных областях общественной деятельности. Пали
незримые стены законов, ограждавших страну от контактов с иноземцами. Из Англии,
Франции, Германии, Америки и России хлынул на Японские острова поток
научно-технической информации, которая быстро впитывалась и применялась на
практике. Аграрная реформа подорвала основы крупного помещичьего землевладения.
Распалась феодальная система сюзеренитета и навеки прекратили существование
самурайские кланы во главе с владетельными даймё. (Последние, впрочем, не
утратили дворянских привилегий, обзаведясь лишь западными титулами.)
В связи с созданием регулярной армии были
распущены княжеские дружины, и тысячи служилых самураев, лишившихся надежного
места, пополнили ряды ронинов - самураев без места службы. Указ 1871 г. отменил
их право на ношение мечей, фактически уравняв ронинов с представителями третьего
сословия. Заговоры оппозиции, как и отчаянно смелая попытка мятежа, предпринятая
Сайго Такамори, даймё южного княжества Сацума, не могли спасти самурайство от
упадка и вырождения. Япония решительно повернула на буржуазный путь развития.
Часть ронинов устремилась в большие города и, используя разностороннее
образование, влилась в массу городской интеллигенции. Бывшие мастера фехтования
и стрельбы из лука переквалифицировались в учителей, врачей и инженеров.
Наиболее преданные своему делу, скрепя сердце и смирившись с потерей престижа,
пошли на службу в императорскую армию, где им пришлось сменить парадное хаори и
хакама с гербом на суконную форму с маленькими нашивками.
Однако многие самураи, и прежде всего наставники
различных школ дзю-дзюцу, которых насчитывалось к тому времени до семисот, не
пожелали менять профессии. Играя на запрещении носить оружие и используя
естественную для периода смуты тягу народа к традиционным духовным ценностям,
они развернули небывалую по размаху пропаганду национальной борьбы. Школы
дзю-дзюцу росли как грибы, привлекая сотни учеников. Различные направления и
секции безжалостно соперничали друг с другом, охотно прибегая к физической
расправе с противниками. Рядом с настоящими мастерами благополучно уживались
шарлатаны и дилетанты. Своего рода демпинг дзю-дзюцу в конечном счете привел к
его профанации. И тут на сцене появился герой, которому суждено было спасти
старинные воинские искусства от поругания и позора. Кано Дзигоро, отец
современного дзю-до, родился в I860 г. в маленьком приморском городке Микагэ,
недалеко от Киото.
Отпрыск небогатого самурайского рода, он с ранних
лет проявлял склонность к гуманитарным наукам, был трудолюбив и усидчив. После
революции Мэйдзи семья в 1871 г. переехала в Токио, и Кано, окончив среднюю
школу, поступил в Токийский имперский университет. В студенческие годы он
впервые стал серьезно задумываться над возможностью достижения гармонии тела и
духа. Окончательное решение посвятить себя дзю-дзюцу созрело у юноши только к
восемнадцати - возраст уже весьма почтенный для начала занятий любым спортом.
Тем не менее Кано, не отличавшийся идеальными физическими данными, сумел в
короткий срок освоить трудную технику захватов и бросков. Основы мастерства Кано
перенял у наставника Яги Тэйноскэ. Затем он последовательно обучался у таких
признанных авторитетов, как Фукуда Хатиноскэ и Исо Масатомо из школы Тэнсин
синъё-рю, а также у Икубо Цунэтоси из школы Кито-рю.
Тем временем, окончив университет, Кано поступил
в высшую школу пэров, привилегированное учебное заведение, открывавшее доступ к
важным государственным постам. И все же победила любовь к воинским искусствам. В
1882 г. Кано открыл при храме Эйсё в Токио собственную спортивную школу
Кодо-кан. Дошедшая до нас история Кодокана полна драматических перипетий. Первые
годы становления дзю-до были заполнены упорным трудом, смелыми опытами и борьбой
с многочисленными конкурентами. За какие-нибудь пять лет "интеллектуальная"
школа доктора Кано завоевала всеобщее признание. Глубина философских идей ее
основателя, благородство поставленной цели - воспитания гармонично развитого
человека, достойное поведение учеников - все это вызывало симпатии простых
людей. Однако по мере утверждения в стране националистической идеологии старые
школы дзю-дзюцу стали с удвоенной силой отстаивать свои права. Их лидеры
публично обвиняли Кодокан в отсутствии практических навыков, в напыщенной
схоластике и резонерстве, называли Кано книжным червем, отбивающим хлеб у
истинных мастеров воинских искусств. Особенно рьяно ополчилась на дзю-до школа
дзю-дзюцу Рёи синто-рю (в переводе "Истинное искусство борьбы, внушенное доброй
волей").
Глава этой школы Тоцука Хикоскэ не раз поносил
Кодокан в печати, провоцировал стычки своих приверженцев с учениками Кано -
словом, стремился любыми средствами дискредитировать соперников. Развязка
наступила в 1886 г., когда начальник Управления имперской полиции назначил
проведение решающего матча между двумя школами. Поражение Кодокана наверняка
привело бы к запрету дзю-до, ибо власти приняли решение упорядочить систему
преподавания кэмпо в стране и выбрать в качестве эталона единственную, наиболее
эффективную школу. В командных состязаниях приняло участие по пятнадцать
мастеров от каждой школы. В тринадцати схватках питомцы Кано одержали победу,
две окончились вничью. Блистательный триумф Кодокана раз и навсегда утвердил
превосходство дзю-до над старыми школами дзю-дзюцу, доказав нераздельное
единство теории и практики. Вскоре дзю-до нашло применение в полиции и в армии,
а через несколько лет вошло в программу средних и высших учебных заведений.
Кстати, события 1886 г. легли в основу фильма
Куросавы "Гений дзю-до", который в японском оригинале назван по имени главного
героя Сугата Сансиро. Считается, что технический комплекс приемов Кодокана был
завершен в 1887 г. и в течение десятилетий оставался неизменным. Однако над
теорией дзю-до, и в особенности над морально-этическими проблемами изучения
воинских искусств, Кано продолжал работать еще долгие годы. Окончание этого
труда знаменовалось созданием в 1922 г. Культурного общества Кодокан (Кодокан
бунка кёкай), лозунгами которого стали заповеди Кано: "Наиболее результативное
приложение силы" (Сэйрёку дзэньё) и "Взаимное благоденствие" (Дзита кёэй).
Поясняя физические предпосылки своего учения, вытекающие из освященных
тысячелетиями законов кэмпо, Кано пишет: "Дзю-до означает Путь мягкости,
податливости, или умение уступать во имя конечной победы, в то время как
дзю-дзюцу олицетворяет собой техническое мастерство и практику дзю-до. Что же, в
сущности, означает "мягкость", или "податливость"? Дабы ответить на этот вопрос,
предположим, что мы оцениваем силу человека в единицах. Допустим, сила стоящего
передо мной человека равна 10 единицам, а моя сила меньше и равна всего 7
единицам.