Вопросы выбора спортсменов с точки зрения теории 
и практики дзюдо самые сложные, т. к. обуславливают будущие успехи. 
 По этой теме мы можем дать только самую общую 
информацию. 
 Выбор спортивных талантов длительное дело, в 
котором принимают участие кроме тренера и врач, и психолог. Они оценивают 
спортсмена постепенно, в зависимости от результатов отдельных этапов подготовки. 
Комплексная оценка спортсмена совершается на основе критериев: состояние 
здоровья, функциональная закалка, телосложение и др. 
 Состояние здоровья считается основой при выборе 
спортивных талантов. В первую очередь необходимо отчислить всех тех, у кого 
здоровье не в порядке. В дальнейшем постоянно следить да здоровьем спортсменов и 
оценивать их развитие с физиологической и результативной точки зрения. 
 На практике принято, чтобы спортсмены сами 
следили за частотой пульса. Результаты отмечаются в графике. Кривые пульса 
являются ценным материалом для врача. 
 Выносливость сердечно-сосудистой системы 
спортсмена контролирует тренер при помощи степ-теста, или Руффиерова теста, 
который не требует больших затрат времени. 
 Надежный показатель не только эффективности 
тренировки, но и затраченного усилия спортсмена — проверка размеров жировой 
прослойки (согласно Паржизковой). 
 С точки зрения телосложения для дзюдо подходят те 
спортсмены, у которых средний тип телосложения. Этот факт надо особенно 
учитывать, так как на физическое развитие можно влиять лишь до определенной 
степени. Для достижения высокой спортивной результативности необходимы 
оптимальные физические предпосылки. 
 Часто в спортивной практике тренер забывает о 
психологических критериях. Известно, что без соответствующих психических качеств 
невозможно добиться оптимальных результатов. 
 Из характера дзюдо вытекает, что им могут 
заниматься только такие спортсмены, у которых хорошо развита воля, смелость, 
решительность, они умеют предугадывать планы соперника, принять быстрое и 
правильное решение. Важную роль играют сенсомоторные способности: 
наблюдательность, точность и правильность движения. 
 Психические возможности спортсмена кроме 
психолога определяет и тренер. Он наблюдает за поведением ученика в повседневной 
жизни, в стрессовых ситуациях, которые возникают по ходу соревнований или 
тренировок. Поведение перед соревнованием или по ходу соревнований, реакции на 
результат, раны или боль говорят о многом. Также и неожиданная нагрузка в 
неблагоприятных условиях покажет тренеру иногда больше, чем годичная тренировка 
в нормальных условиях. 
 Спортсмен оценивается педагогом двойным способом. 
Оцениваются изменения его волевых качеств, которые определяют уровень 
воспитательного процесса, и результативность, которая свидетельствует о качестве 
процесса воспитания, 
 Самым важным критерием считается периодическое 
участие в тренировках, способ ведения спортивной документации, инициатива, 
умственный уровень спортсмена, его успехи в общеобразовательной школе. 
 При учете эффективности воспитательного процесса 
необходимо учитывать этапы подготовки (младшие и старшие школьники, юноши), 
основой которых является возраст спортсменов. На первых этапах выбора спортивных 
талантов не берутся во внимание абсолютные величины результатов. Прежде всего 
нужно следить за динамикой результативности, которая у талантливых детей 
действительно высока.