Вопросы выбора спортсменов с точки зрения теории
и практики дзюдо самые сложные, т. к. обуславливают будущие успехи.
По этой теме мы можем дать только самую общую
информацию.
Выбор спортивных талантов длительное дело, в
котором принимают участие кроме тренера и врач, и психолог. Они оценивают
спортсмена постепенно, в зависимости от результатов отдельных этапов подготовки.
Комплексная оценка спортсмена совершается на основе критериев: состояние
здоровья, функциональная закалка, телосложение и др.
Состояние здоровья считается основой при выборе
спортивных талантов. В первую очередь необходимо отчислить всех тех, у кого
здоровье не в порядке. В дальнейшем постоянно следить да здоровьем спортсменов и
оценивать их развитие с физиологической и результативной точки зрения.
На практике принято, чтобы спортсмены сами
следили за частотой пульса. Результаты отмечаются в графике. Кривые пульса
являются ценным материалом для врача.
Выносливость сердечно-сосудистой системы
спортсмена контролирует тренер при помощи степ-теста, или Руффиерова теста,
который не требует больших затрат времени.
Надежный показатель не только эффективности
тренировки, но и затраченного усилия спортсмена — проверка размеров жировой
прослойки (согласно Паржизковой).
С точки зрения телосложения для дзюдо подходят те
спортсмены, у которых средний тип телосложения. Этот факт надо особенно
учитывать, так как на физическое развитие можно влиять лишь до определенной
степени. Для достижения высокой спортивной результативности необходимы
оптимальные физические предпосылки.
Часто в спортивной практике тренер забывает о
психологических критериях. Известно, что без соответствующих психических качеств
невозможно добиться оптимальных результатов.
Из характера дзюдо вытекает, что им могут
заниматься только такие спортсмены, у которых хорошо развита воля, смелость,
решительность, они умеют предугадывать планы соперника, принять быстрое и
правильное решение. Важную роль играют сенсомоторные способности:
наблюдательность, точность и правильность движения.
Психические возможности спортсмена кроме
психолога определяет и тренер. Он наблюдает за поведением ученика в повседневной
жизни, в стрессовых ситуациях, которые возникают по ходу соревнований или
тренировок. Поведение перед соревнованием или по ходу соревнований, реакции на
результат, раны или боль говорят о многом. Также и неожиданная нагрузка в
неблагоприятных условиях покажет тренеру иногда больше, чем годичная тренировка
в нормальных условиях.
Спортсмен оценивается педагогом двойным способом.
Оцениваются изменения его волевых качеств, которые определяют уровень
воспитательного процесса, и результативность, которая свидетельствует о качестве
процесса воспитания,
Самым важным критерием считается периодическое
участие в тренировках, способ ведения спортивной документации, инициатива,
умственный уровень спортсмена, его успехи в общеобразовательной школе.
При учете эффективности воспитательного процесса
необходимо учитывать этапы подготовки (младшие и старшие школьники, юноши),
основой которых является возраст спортсменов. На первых этапах выбора спортивных
талантов не берутся во внимание абсолютные величины результатов. Прежде всего
нужно следить за динамикой результативности, которая у талантливых детей
действительно высока.